Психолого-педагогические методы социальной работыСтраница 3
В общем случае, чтобы изменилось поведение человека, требуется изменить его взгляды, мнения, установки; создать новые установки, или изменить актуальность существующих установок, или их разрушить. Если установки разрушены, деятельность распадается. Одним из условий, которое этому способствует, наличие фактора неопределенности. Чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность деятельности. Как правило, клиентами социальных служб являются люди, которые находятся в ситуации неопределенности, в состоянии «разрушенных установок», «потери себя», и если потом показать человеку путь выхода из этой неопределенности, он будет готов воспринять эту установку и реагировать требуемым образом, особенно в том случае, если будут произведены внушающие маневры: апелляция к мнению большинства, обнародование результатов общественного мнения в сочетании с вовлечением в организуемую деятельность. www.psychonia.ru
Важное место в практике социальной работы занимают методы стимулирования деятельности и поведения индивида: требование, перспектива, поощрение и наказание. Социальному работнику приходится активно влиять на поведение клиентов, вызывать их на те или иные поступки, организовывать их деятельность.
Требование — метод прямого воздействия на сознание и волю индивида с целью организации или координации его поведения и деятельности. Прямое требование инструктивно, однозначно и конкретно. Оно позитивно, так как вызывает определенный поступок, а не запрещает или тормозит иные действия.
Поощрение — метод внешнего активного стимулирования, побуждения к положительной инициативной, творческой деятельности. Оно может осуществляться в виде материального вознаграждения, удовлетворения духовных потребностей, как форма общественного признания. Поощрение возбуждает положительные эмоции, развивает внутренние творческие силы, активную жизненную позицию.
Наказание как коррекционный метод педагогического стимулирования, представляет собой способ торможения, приостановления нежелательной деятельности индивида. Как правило, оно не преследует цели причинения провинившемуся физического или нравственного страдания, а сосредоточивает сознание человека на переживании вины.
Тем самым можно сделать следующий вывод: выбор того или иного метода педагогического воздействия зависит от специфики конкретной ситуации. Эффективность достигается через определенные сочетания методов, так как для развития личности, ее совершенствования необходимо влиять и на ее поведение, и на сознание, и на деятельность.
Похожие статьи:
Политическая идеология
Понятие «идеология» ввел в научный оборот французский ученый А.Д. де Трасси во время Великой французской революции. Он рассматривал идеологию как науку о законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта.
В настоящее время ид ...
Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей
Государство вынуждено брать на себя заботу о детях, оставшихся без попечения родителей, затрачивать немалые средства на их содержание, однако главной проблемой в данном случае является социализация детей, как вне семьи, так и в новых семь ...
Дифференциация доходов
Один из источников социальной напряженности в любой стране - разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:
1) величиной имущества всех видов, находящегося в собственности о ...