Диалектика исторического творчества. Теоретико-методологические подходы к проблеме исторического творчества
На мой взгляд, рассмотрение теоретико-методологических оснований проблемы исторического творчества невозможно без обращения к наследию классиков марксизма-ленинизма, чей вклад в философию, при всём неоднозначном и очень разном отношении к ним и к их творческому наследию, неоспорим. Здесь принципиально важной является позиция теоретиков марксизма-ленинизма о необходимости не просто познавать и осмысливать окружающую действительность, но и преобразовывать её в соответствии с потребностями человека, что явилось новым подходом в рассмотрении данной проблемы.
Историческое творчество – это в определённой степени отрицание существующей реальности,
ведь любые общественные преобразования, вплоть до революционных, призваны преобразовать конкретный фрагмент социальной действительности.
Эту мысль неоднократно подчеркивали в своих работах классики марксизма-ленинизма. Уже в 1845 г. в первом тезисе о Фейербахе К. Маркс писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»[1]. В процессе исторического творчества, безусловно, происходит изменение общественных отношений в соответствии с целями, которые ставит перед собой субъект исторического творчества, особенностями конкретно-исторической ситуации, особенностями среды, в которой происходит акт исторического творчества и т.д.
Во взаимодействии с окружающим миром как объектом люди как субъекты не могут быть пассивными. В своей жизни они не могут ограничиваться лишь познанием этого мира. Познав, они с необходимостью должны изменить его в соответствии со своими интересами. Эту мысль развивает дальше В.И. Ленин в «Философских тетрадях»: «Мир не удовлетворяет человека и человек своим действием решает изменить его»[2].
Общество и природа, человек и окружающий его мир в равной мере имеют деятельный характер. Но определяющую роль в их взаимодействии в конечном счёте играют общество и человек. В.И. Ленин обращает внимание на то, что человек как социальный субъект всегда «есть стремление реализовать себя, дать себе через себя самого объективного мире и осуществить (выполнить) себя»[3].
Субъект исторического творчества, в каком бы качестве он не выступал (историческая личность, народ и т.д.) является активным деятельностным субъектом, готовым к преобразованию окружающей действительности.
Субъект исторического творчества воспринимает действительность строго критически, подвергает действительность экспертной проверке разумом, а это хорошо помогает индивидууму чувствовать внутреннюю уверенность, в случае необходимости - сопротивляться окружающему миру.
В процессе исторического творчества субъект познаёт существенные связи и отношения, предметы и явления, занимается творческим созданием новых идей, прогнозированием явлений и действий.
Заниматься историческим творчеством – это значит быть активным познающим субъектом, который стремится в случае необходимости преобразовать общественные отношения.
Историческое творчество, поскольку оно осуществляется людьми, необходимо включает в свой состав идеальное. По словам Ф.Энгельса, «история общества в одном пункте существенно отличается от истории развития природы. В природе (поскольку мы оставляем в стороне влияние на неё человека) действуют одна на другую лишь слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы… Наоборот, в истории общества действуют люди, одарённые сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определённым целям. Здесь ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели»[4].
Похожие статьи:
Основания для пенсионного обеспечения
Основаниями для пенсионного обеспечения являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи кормильца - его смерть; основанием для пенсионного обеспечения отдельных кат ...
Нормативно-правовая база по охране здоровья матери и
ребенка
В настоящей главе проанализированы нормативные акты о правах детей на различного рода медицинскую помощь, охрану здоровья в младенческом и подростковом возрасте, диспансерное наблюдение и лечение в дошкольных и общеобразовательных учрежде ...
Преобразовательная функция
Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Уже всем ясно, что при реализаци ...