Коллективный субъект исторического творчестваСтраница 1
Человек, будучи субъектом исторического творчества, может выступать таковым в различных проявлениях. Это может быть конкретный индивидуум, например, великий исторический деятель, группа лиц, которые оказывают существенное влияние на исторический процесс (партия большевиков), а также широкие народные массы, которые могут в определённый исторический момент выйти на арену и стать творцами истории (начальный этап Октябрьской революции 1917 г. в России и т.п.). То, в каком проявлении человек выступает субъектом исторического творчества, во многом зависит от конкретно-исторических условий (состояния общества и государства, традиций, обычаев социума, социально-экономической и политической обстановки в государстве и т.д.), индивидуальных особенностей конкретного человека (если это великий исторический деятель).
Исторический процесс может существовать только в форме человеческой деятельности и общественных отношений. История общества представляет собой продукт взаимодействия людей как сознательных существ, которые являются, с одной стороны, творцами истории, субъектами истории, с другой стороны – объектом истории. Человек в своей многогранной социальной деятельности, а историческое творчество, безусловно, является социальной деятельностью, объективно принадлежит к какой-либо социальной общности. Он выступает в качестве представителя малой социальной группы, нации, народа, этноса, человечества.
Вообще, идея коллективного субъекта исторического творчества, и в частности, народа как творца истории, наиболее основательно в истории общественно-политической мысли была разработана в трудах теоретиков марксизма-ленинизма и других представителей социалистической мысли.
Как можно наиболее лаконично и точно определить понятие «народ»? Народ — это не арифметическая сумма человеческих единиц, а нечто едино-цельное, образующее конкретное общество, множество собирательно сосуществующих семей и индивидуумов. Социальная антропология не склонна рассматривать общество как множество относительно самостоятельных индивидов. Она исходит скорее из понимания общества как единства относительно самостоятельных людей, находящихся друг с другом во взаимной зависимости, взаимосвязях и отношениях[16].
Настоящее и будущее каждого нераздельны с судьбой народа, при этом народ не поглощает ни семьи, ни личности, а наполняет их жизненным содержанием, сегодня, как правило, в определенной национальной форме. Эта форма представляется в первую очередь языком, складом обычаев и характером души народа.
Народ — творец истории, но его творческая роль исторически неодинакова, как неодинаков и сам народ на различных ступенях развития общества, как неодинаковы его опыт, знания, сознательность. Опыт истории показывает, что могут быть периоды, когда народ впадает в заблуждение, даже в своем большинстве. Немецкий народ, давший гениев философии, музыки, литературы, науки, техники, поддавшись демагогии Гитлера, в своем большинстве одобрил убийц, стал поработителем других народов. Русский народ, оболваненный сталинской мифологией, превратился в жалкого раба, впал в грех лицемерия, лжи. Но рано или поздно наступает прозрение, когда народ осознает позор своих затмений духа и деяний
Не стоит только забывать, что народ состоит из множества относительно самостоятельных индивидов и самопроявляется в них. Строго говоря, каждый человек, если он не преступник и не дармоед, обладая нормальным рассудком и нормальным здоровьем, является, в меру своих сил, творцом исторического процесса. По словам Гегеля, в историческом процессе «индивидуум является субъектом деяний и событий со стороны особенности своего характера, гения, своих страстей, силы или слабости своего характера и вообще со стороны того, благодаря чему он является именно данным индивидуумом»[17].
Поскольку в истории решающим и определяющим началом является не индивид, а народ, личности всегда зависят от народа, как дерево от почвы, на которой оно растет. Но тонко «подслушивать» мысли народа способен только гений.
В конкретных исторических условиях в роли исторического субъекта может выступить какая-либо социальная группа или её наиболее активные представители. В связи с этим представляет интерес теория выдающегося американского антрополога и этнографа Маргарет Мид о молодёжи как «социальном бульдозере» в современном обществе. На «молодежную революцию» 60-х годов на Западе М.Мид откликнулась замечательной книгой «Культура и преемственность» — и вот в ней-то впервые и осмелилась высказать до того крамольную мысль, что с определенной стадии развития цивилизации молодежь перестает играть роль только ученика, младшего партнера взрослых, «пушечного мяса», а начинает выполнять важную функцию «социального бульдозера», расчищающего путь для происходящих в обществе изменений.
Похожие статьи:
Теоретические аспекты статистического анализа обеспеченности жильем. Политика обеспечения жильем населения
Средняя обеспеченность жителя области общей (жилой) площадью определяется как частное от деления общей (жилой) площади наличного жилого фонда на среднегодовую численность постоянного населения.
Обеспеченность жильём населения измеряется ...
Профессионализм специалиста по социальной работе как условие повышения
эффективности его деятельности
Результат социальной работы зависит от таких сущностных характеристик личности, как " профессионализм", "профессиональная компетентность", " личность профессионала".
Категория профессионализма должна рассмат ...
Приложения
Приложение 1
Анкета
Исследование половозрастного состава армянской национальной диаспоры
1. Укажите Ваш пол _.
2. Укажите Ваш возраст:
ü 18-30 лет;
ü 31-45 лет;
ü 46-60 лет;
ü более 60 лет.
3. Как давно Вы про ...