Организация социального обслуживания пожилых граждан как одно из форм
социальной защиты населения. Сущность социального
обслуживания и его место в системе социальной защиты населенияСтраница 3
3. Финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение деятельности территориальных социальных служб;
4. Многоуровневое научно-методическое и кадровое обеспечение деятельности территориальных социальных служб;
5. Степень сформированности нормативно-правового поля, создающего необходимые условия для становления и развития социальных служб;
6. Соотнесение усилий, направленных на становление социальных служб, и полученных результатов социального обслуживания, выражающихся прежде всего в степени удовлетворенности клиентов социальных служб, эффективности социальных услуг.
Сущность социального обслуживания как социальной системы в ее статике раскрывается путем выявления и выяснения:
а) структуры, видов, форм и методов социальных услуг;
б) структуры социальных служб и отдельных учреждений социального обслуживания населения;
в) подсистем и элементов системы территориальных и ведомственных социальных служб (государственные, муниципальные, общественные, церковные, частные и иные);
г) организации социального обслуживания (учреждения и предприятия);
д) управления социальным обслуживанием;
е) ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное, финансовое, кадровое, научно-методическое, информационное).
Известно, что структура перечисленных подсистем и элементов социального обслуживания характеризует систему со стороны устойчивости, стабильности, качественной определенности. Безусловно, это важная, но недостаточная характеристика. Поэтому сущность социального обслуживания раскрывается через анализ функций учреждений социального обслуживания населения, различных субъектов социальной работы и постижение функционирования социальных служб в целом.
Исследователи проблем социального обслуживания выделяют две группы функций системы социального обслуживания:
1 Сущностно-деятельностные функции (профилактическая, социально-реабилитационная, адаптационная, охранно-защитная, социальный патронаж);
2 Нравственно-гуманистические функции (личностно-гуманистическая, социально-гуманистическая).
Практическая реализация этих функций неразрывно связана с оптимальным уровнем функционирования всех подсистем и элементов социального обслуживания. Функции социального обслуживания проявляются на макро- и микроуровнях.
Цель создания системы социального обслуживания
населения – организация разнообразных форм социальной работы с разными категориями населения в непосредственном контакте с ними и на наиболее адресном территориальном уровне. Она включает комплекс целевых услуг различным категориям граждан, находящимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новой социальной обстановки в поддержке и помощи со стороны работников социальных служб.
Создание системы социального обслуживания содействует решению многих проблем по воспитанию, уходу за нетрудоспособными членами семьи, организации быта, досуга; проблем, связанных с конфликтностью в отношениях, снижающей способность к самообеспечению, а также помогает поднять уровень социальных гарантий населению. Кроме того, система социального обслуживания позволяет координировать усилия государственных органов и различных социальных структур, включая государственные, частные, общественные и благотворительные организации.
Основная задача системы социального обслуживания
состоит в том, чтобы построить социальную политику, в основу которой была бы положена деятельность государства, включающая как устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам граждан достичь оптимального уровня благосостояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Основные показатели эффективности проводимых мероприятий
в системе социального обслуживания включают:
1 Уменьшение зависимости клиентов от окружения и социальной службы;
2 Повышение автономности и самостоятельности клиентов;
3 Возвращение элементов утраченных функций и возмещение понесенного ущерба;
4 Пробуждение мотивации к активности и выбор оптимальных ее форм, подходящих для каждого клиента.
В основу критериев эффективности социального обслуживания можно положить степень сложности и продолжительности социальных услуг, степень их адекватности социальным потребностям и нуждам различных категорий населения. С точки зрения управления социальным обслуживанием можно взять на вооружение такие индикаторы как уровень развития социальных служб, их автономность и управляемость, самоуправляемость и адаптивность к изменяющейся ситуации в стране и в различных регионах Российской Федерации. Существует и третья группа критериев, позволяющая оценивать их с точки зрения полномочий федеральных органов государственной власти, полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания или по уровням иерархии подсистем социального обслуживания.
Похожие статьи:
Управленческое общение как основа реализации гуманитарных технологий.
Функционально-ролевые аспекты управления
Рассматривая управляемую организацию как коллектив, отметим, что деятельность ее осуществляется в служебном взаимодействии и общении работников, имеющем функционально-ролевой характер. Управленческие роли реализуются при двух условиях:[2] ...
Теоретические основы технологии социального проектирования. Общенаучные
принципы социального проектирования
В социальном проектировании используются некоторые принципы, являющиеся общенаучными, однако в частной области приобретающие специфическое содержание. Метод, представляющий собой систему регулятивных принципов познавательной деятельности, ...
Ключевые категории сущности социальной работы
Определение сущности социальной работы связано со следующими ключевыми категориями: социальная защита, социальная поддержка, социальное обслуживание, социальное обеспечение. Значения этих терминов образуют содержательную характеристику со ...