Региональные
особенности самоидентификации современного студенчества. Основные направления
социокультурной самоидентификации студенчества в регионеСтраница 10
В то же время опрошенные студенты достаточно ясно осознают свою принадлежность к семье (47,9 %) как общности, в которой они выступают, прежде всего, в качестве сыновей или дочерей (39,9 %) и в меньшей степени – как брат или сестра (16,6 %). Осознание себя частью своей семьи подтверждается влиянием родителей на выбор вуза, в который поступил респондент. Среди мотивов поступления в вуз мнение родителей занимает в иерархии мотивов третье место после профессиональной ориентации и доступности поступления. www.mixedbanks.ru
Третью группу парных категорий составили номинации «общество» (24,1 %) и «молодежь» (29,6 %). Общечеловеческая идентификация дополняется в иерархии Я-номинаций идентификацией двумя абстрактными категориями «человек» (60,1%) и «личность» (56,8%), которые еще в большей степени символизируют обобщенность и умозрительность идентификации, что свойственно данной возрастной группе.
Около трети молодых людей выделили в качестве референтной группы свою поколенческую общность (номинации «молодежь» и т.п.), которая дополняется половой идентификацией («девушка», «парень»). Эту номинацию из третьей группы рангов назвали более 40% респондентов в иерархии рангов Я-концепция. Данные идентификации подтверждают, что студенчество – это пора не только учебы и получения определенных профессиональных знаний, но и период любви, нахождения будущих супругов. Именно этим обстоятельством объясняется высокий уровень у студентов соотнесения себя с конкретным полом.
Последней значимой парой в иерархии рангов Мы-идентификация являются номинации «россияне» (15,8%) и «представители определенного этноса, нации» (14,9 %). Категория «россияне» сопрягается с другими номинациями данного порядка, а именно: «страна» (14,5 %), граждане РФ (13,9 %). В иерархии Я-концепция осознают себя «гражданином РФ» почти каждый пятый респондент, что коррелирует с Мы-номинацией. Наблюдается соотношение и во второй категории данной пары. В Я-концепциях идентифицируют себя с определенной нацией, этносом 17,9 %.
Итак, студенты чаше ощущают общность «Мы» со следующими социальными объектами:
а) с первичными, микросоциальными группами, с которыми наиболее часто общаются – «друзья, компания», «группа студентов», «коллеги, коллектив» (в основном в учебной среде), а также семья;
б) с макросоциальными общностями – «люди, земляне», «общество», «страна», «россияне»;
в) с мезосоциальными общностями, в которых выделяются поколенческая общность – «молодежь», специфические социально-слоевые группы, являющиеся референтами для определенной части студентов, «будущие специалисты», «интеллигенция», «образованные люди», «элита», а также различные корпоративные общности досугового профиля – «фанаты, члены клуба», «спортсмены».
Иерархия видов и типов Я-идентичностей отличается от соответствующей иерархии Мы-идентичностей незначительно. Респонденты в номинации «Я сам» чаше ощущают свою общность с социальными объектами, во-первых, макроуровня («человек», «личность»), во-вторых, микроуровня («друг», «подруга», «дочь», «сын») и, в-третьих, с общностями мезауровня («девушка», «парень», «будущий специалист») (см. Табл.2; Рис. 8).
Таблица 2.
Иерархия Я-номинаций студентов
Ранг |
Номинация |
Относ. частота |
1 |
Студент |
61,9 |
2 |
Человек |
60,1 |
3 |
Личность |
56,8 |
4 |
Парень, девушка |
44,1 |
5 |
Друг, подруга |
43,9 |
6 |
Дочь, сын |
39,9 |
7 |
Гражданин РФ |
19,0 |
8 |
Представитель этноса, нации |
17,9 |
9 |
Сестра, брат |
16,6 |
10 |
Индивид |
13,1 |
11 |
Лидер |
10,2 |
12 |
Индивидуальность |
8,9 |
13 |
Член общества |
8,3 |
14 |
Любящий, любимый |
7,6 |
15 |
Умный |
6,3 |
16 |
Студент своего вуза |
5,4 |
17 |
Мировоззренческие черты |
4,8 |
18 |
Спортсмен |
4,4 |
19 |
Член клуба |
4,3 |
20 |
Собеседник |
4,2 |
21 |
Муж, жена |
4,0 |
22 |
Неординарная личность |
4,0 |
23 |
Фанат |
3,8 |
Похожие статьи:
Взаимосвязь организационной культуры и эффективности предприятия
На сегодняшний день руководители и менеджеры многих предприятий и фирм проявляют большой интерес к тому, какое влияние организационная культура оказывает на деятельность компании. Связано это с тем, что в организационной культуре стали ви ...
Анализ проблем реализации национальных проектов
На сегодняшний день России характерны: низкий уровень рождаемости (10,4 случая на 1.000 населения), высокий уровень смертности (15 случаев на 1.000 населения). Ежегодно заболевают более 200 млн человек, а продолжительность жизни составляе ...
Особенности социальной работы в России
В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых существует профессиональная социальная работа. Если подходить к вопросу формально, не отвлекаясь от терминологической оболочки, то получится, что социальной работы как таковой ...