Региональные
особенности самоидентификации современного студенчества. Основные направления
социокультурной самоидентификации студенчества в регионеСтраница 7
Анализ идентификационных предпочтений респондентов проводился на основе инструкции интервьюера, разработанной М. Куном и Т. Макпартлендом. Данная стандартная инструкция была несколько сокращена и адаптирована к исследуемому объекту – студенчеству.
В инструкции предлагалось заполнить на каждой из 23 пронумерованных пустых линеек ответ на вопрос «Кто Я в обществе?». В качестве ответов можно было писать или существительное (студент), или существительное с прилагательным (общительный человек). Предлагалось отвечать так, как будто человек отвечал самому себе, а не кому-то другому. Располагать ответы следовало в том порядке, в каком они всплывают в памяти без соблюдения каких-либо логических связей. Кроме этого респондент должен был ответить о своем семейном положении, о душевом доходе, о социальном положении и другие вопросы «паспортички». www.guidebanking.ru
Кодировка ответов осуществлялась согласно классификации, проведенной по двум классам: персональной (Я сам) и социальной (Я в группе) идентификациям. Здесь уместно отметить, что провести четко грань между двумя классами идентификации достаточно сложно. Вот, что по этому поводу сказала Е.П. Абуевская: «Исследования идентификации показывают, что «Я сам» и « Я в группе» иногда сливаются, т.е. их трудно разделить»[109]. Но несмотря на прозрачность грани между персональной и социальной идентичностью, на основании ответов респондентов были сформированы две группы классификации: первая – «Я сам» и вторая – «Я в группе».
Так, первую группу образовывают номинации персональных идентификаций «Я сам»:
1. Физические характеристики:
– внешние данные;
– демографический статус;
– здоровье;
– темперамент.
2. Психические свойства:
– способности;
– психические особенности.
3. Социопсихологические черты:
– нравственные качества;
– этические качества;
– черты характера;
– отношение к женщине;
– отношение к спиртному;
4. Мировоззренческие черты:
– интересы;
– политические взгляды;
– особенности мироощущения.
5. Локус-контроль
– уровень самооценки
6. Социостатусные характеристики и особенности стиля жизни:
– уровень материального благосостояния;
– образование;
– профессиональная характеристика;
– стиль жизни.
Вторая группа классификации – это социальная идентификация по тесту «Кто Я в группе», в которую были включены следующие номинации:
1. Семья
– семейное положение;
– родство.
2. Крупные общности:
– этническая принадлежность;
– идентификация с человечеством;
– идентификация с людьми своей страны;
– идентификация с родиной;
– идентификация по религиозной принадлежности (вере).
3. Учеба:
– отношение к учебе;
– оценка себя как студента;
– идентификация с товарищами по учебе.
4. Первичные неформальные группы:
– идентификация с людьми по месту жительства;
– идентификация со своим домом;
– идентификация со своими друзьями.
5. По политическим и идеологическим ориентациям:
– принадлежность к политическим партиям;
– идентификация с представителями официальных общественных акций;
– отношение к коммерческой деятельности.
6. По признакам поведенческих стратегий.
В ходе анализа результатов социологических исследований, была выявлена некоторая закономерность, выражающуюся в том, что в первой десятке номинаций Мы-идентификаций можно выделить пять групп, включающих две номинации, одна из которых отличается относительной абстрактностью, другая – конкретностью содержания. Такая дифференциация номинаций подчеркивает особенности студенчества, с одной стороны, как определенной возрастной группы, с другой – как специфической корпорации (см.: Табл.1; Рис. 7.).
Похожие статьи:
Общественное мнение как социальный институт
Г. Спенсер был одним из первых, кто обратил внимание на проблему институционализации общества и стимулировал интерес к институтам в социологической мысли [5]. Социальные институты являются великим социальным изобретением человека. Благода ...
Модели жизнеустройства детей социальных сирот
Семья является важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Развитие общественных отношений, в ...
Основные проблемы современной политической деятельности в зеркале
социологии
Серьезное внимание политическая социология уделяет исследованию политической деятельности. Политическая деятельность - это существующая в обществе, в каждом типе и форме государства борьба за власть между индивидами и социальными группами ...