Самоидентификационный
портрет студента Ставропольского краяСтраница 1
Для формирования целостного представления о социокультурном портрете современного студента Ставропольского края был использован метод анкетного опроса. В этих целях респондентам была предложена анкета, вопросы которой мы подбирали с учетом общей концепции социокультурной самоидентификации, предполагающей интеграцию индивидов на основе общих взглядов, ценностных установок, норм поведения, интересов и других особенностей; и которые, по нашему мнению, могли бы позволить составить целостный самоидентификационный портрет студента. Кроме того, при составлении вопросов анкеты мы старались методологически ориентироваться на общую структуру культуры, рассматривая культуру межличностного общения, аксиологическую составляющую, спектр нравственно-этических вопросов и другие компонеты. Учитывая все вышеперечисленные идентификационные составляющие, мы запланировали опрос, позволяющий выявить единые ценностные ориентации, психологические особенности, нравственные характеристики, профессиональную ориентацию и другие показатели. www.cultnow.ru
На основе существующих определений студенчества как социальной, социокультурной, социально-профессиональной, социально-демографической группы мы, разделяя мнение И.В. Милициной[113], определяем студенчество как особую идентификационную группу, объединенную возрастом, спецификой труда, особыми условиями жизни, поведением и психологией, определяемой общим видением мира, общими ценностями и идеями в едином культурном поле.
Придерживаясь данной позиции, на основе анализа основных специфических черт идентификационной группы «студенчество» (возраст; переходность социального статуса; подчиненность, несамостоятельность и другие), а также учитывая основные факторы и направления социокультурной самоидентификации в регионе и результаты проведенного социологического исследования, мы попытались составить социокультурный портрет современного студента и провести между теорией и эмпирикой.
Наиболее целесообразным представляется начать составлять социокультурный процесс студенчества, начиная с первых курсов.
Анализируя первую объективную характеристику студенчества – возраст, нами выделены следующие возрастные группы среди студентов первого курса:
· абитуриенты, успешно выдержавшие вступительные экзамены и ставшие студентами-бюджетниками в 17 лет, именно эта группа в последствии станет интеллектуальным ядром студенческого коллектива (27% опрошенных);
· абитуриенты, не отличающиеся в школе глубокими знаниями и способностями и поступившие в вуз на бюджетное место с помощью материальной поддержки родителей (оплаты подготовительных курсов, репетиторства и т.д.) (33 % опрошенных);
· абитуриенты с невысоким интеллектуальным уровнем, поступившие в вуз на договорной основе (20% опрошенных);
· абитуриенты 18-20 лет, не поступившие в вуз сразу после школы, проработавшие год-два по предполагаемой специальности; как правило, именно эти студенты являются организационным ядром коллектива, его формальными лидерами (9 % опрошенных);
· 19-20 летние студенты-первокурсники, окончившие средние учебные заведения, либо прошедшие службу в армии; это зрелые, сложившиеся личности, оценивающие поступление как решительный и осознанный шаг (11 % опрошенных). (Рис.1)
Психологические характеристики студентов, прежде всего, детерминируются возрастом. Здесь следует отметить стремление студенческой молодежи к максимальной самореализации, обусловленное повышенной активностью. В молодом возрасте происходит лучшее усвоение и запоминание больших объемов разноплановой информации. Именно поэтому студенческие годы – это время интенсивного обучения, когда осуществляется процесс получения как общегуманитарных и естественнонаучных знаний (первый- второй курсы), так и узкоспециализированных (третий-четвертый курсы).
Похожие статьи:
Программа «Дети России»
Рассмотрим так же программу «Дети России» на 2007 – 2010 год, включающую подпрограммы «Здоровое поколение», «Одаренные дети», «Дети и семья». В ней говорится о том, что в последние годы благодаря совместной деятельности органов исполнител ...
Женщина оценивает женщину
Женщина оказалась более строгим судьей.
Её также привлекают женственность, обаяние хороший внешний вид. Причем женщине свойственно видеть технологию и финансовую сторону создания привлекательности, отмечать индивидуально-выигрышные и про ...
Типы и формы социального контроля
Выделяется два типа социального контроля: 1. внутренний контроль
или самоконтроль
; 2. внешний контроль
- совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение норм.
В процессе самоконтроля человек самостоятельно регулирует св ...