Самоидентификационный
портрет студента Ставропольского краяСтраница 2
Особенной чертой студенчества, особенно первокурсников, является такое качество, как корпоративность, обостренное чувство гордости, высокая оценка собственного интеллекта. По итогам проведенного опроса ставропольских студентов номинация «Я – студент» и «Мы – студенты» поставлены на первое место и выбраны 61,9 и 63,6 % опрошенных соответственно. www.pguides.ru
Обретение нового социального статуса формально воплощается и в особой, новой организации труда и жизни, требующей самостоятельности решений, умения рационально использовать время, решать экономические и бытовые проблемы, а также способствует формированию полноценной, гармоничной личности. Кроме того, только молодой возраст способствует открытому принятию всего нового. Это психологи объясняют тем, что студенты пока еще лишены груза жизненного опыта, привычек, традиций, поэтому легко усваивают такие инновации, как компьютерные технологии, нетрадиционные направления в культуре и искусстве и многие другие.
Следующей специфической чертой студенчества является особый вид деятельности – учеба: овладение знаниями и приобретение навыков профессионального труда. Особенность организации учебного процесса в вузе заключается в цикличности: учебный год делится на два семестра, каждый из которых заканчивается сессией – периодом сдачи зачетов и экзаменов по пройденным дисциплинам. Важным фактором успешного обучения на первом курсе является мобильность студента, то есть его способность оценить отличие школьного учебного процесса от вузовского и включиться в него. Поскольку обучение в школе предполагает регулярную подготовку домашнего задания, жесткий контроль со стороны учителей, то в первом семестре первого курса студенты чествуют себя достаточно свободными. Читается всего 5-7 предметов, вводятся новые формы получения знаний – лекции, объединяющие студентов нескольких групп одной специальности, не требующие специальной подготовки, но требующие умения слушать и способности усваивать предложенный преподавателем материал; семинары – как особые формы занятий в одной группе по какому-либо предмету, не являющиеся жесткой формой контроля знаний[114].
В результате интервью нами было установлено, что следствием такой организации учебного процесса, значительно отличающейся от школьной, у студентов-первокурсников возникает мнение о легкости обучения в вузе и возможности освоения материала, запланированного в течение семестра, за короткий период перед сессией. Но уже ко второму-третьему семестрам, то есть ко второму курсу, складываются определенные идентификационные типы:
· студенты, регулярно посещающие лекции и семинары, своевременно выполняющие текущие задания и удачно сдающие экзамены в период сессии (35 % опрошенных);
· студенты, умеющие сосредоточиться за короткий отрезок времени перед сессией, ухитриться сдать вовремя зачеты, хотя лекции посещали нерегулярно и на семинарах не отвечали (43 % опрошенных);
· студенты, крайне редко посещающие аудиторные занятия, систематически имеющие задолженности (22 % опрошенных). (Рис.2)
Отталкиваясь от данных проведенного социологического опроса, можно провести оценку материального положения студентов. Анализируя особенности условий труда и быта, можно разделить студенческую молодежь на две большие группы:
· студенты, обучающиеся в родном городе, проживающие, как правило, в семьях родителей, в большинстве своем распоряжающиеся своей стипендией по воле родителей. Они не планируют бюджет, что определяет их экономическую защищенность и материальную зависимость, но этим ребятам не удается прочувствовать настоящую студенческую жизнь (42 % опрошенных);
Похожие статьи:
Микропереписи населения
В середине периода между переписями 1979 и 1989 гг. произошло важное нововведение - было впервые проведено Всесоюзное выборочное социально-демографическое обследование населения (так длинно оно первоначально называлось), которое впоследст ...
Критическая теория –Хабермасс
С одной стороны, и почитатели, и критики Хабермаса нередко считают его последователем идей франкфуртской школы и ее представителем во втором поколении. С другой стороны, сам Хабермас отрицательно относится к попыткам объединить весьма ра ...
Социокультурный спект
самоидентификации личности
Современное российское общество нередко характеризуется как общество неопределенности, в котором, с одной стороны, оказываются невостребованными традиционные идентификационные системы, с другой – начинают формироваться механизмы новых соц ...