Теоретические основы социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья. Общая характеристика детей с
ограниченными возможностями здоровьяСтраница 3
В настоящее время рассматривается теория сложной структуры отклонений в развитии. Она подразумевает наличие первичного дефекта, вызванного биологическими факторами, и вторичных нарушений, возникающих в ходе эмоционального развития. При этом различают несколько типов их воздействия.
А – прямое влияние. Например: глухота как первичная аномалия вызывает немоту – вторичное нарушение; у слепых детей вторичными являются недостаточность пространственной ориентировки, амимичность лица, своеобразие характера; при первичной интеллектуальной недостаточности формируется вторичное недоразвитие свойств личности, характеризующихся завышенной самооценкой, негативизмом, невротическим поведением. www.guidebanking.ru
Б – обратное влияние. В определенных условиях вторичные нарушения могут оказывать негативное обратное действие на первичную аномалию. Так ребенок с частичной потерей слуха не будет использовать его сохранные функции, если не развивается устная речь.
В – коррекционные отношения. Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем больше он поддается воспитательному и лечебному действию. Развитие высших психологических функций оказывается менее устойчивыми, чем низших, элементарных психологических процессов. Так восстановить слух практически не возможно, но можно компенсировать речевые расстройства.
При исследовании вторичных отклонений отмечаются не только негативные, но и позитивные компоненты аномалии. На ее потенциальные компенсаторные возможности осуществляется опора при проведении коррекционной работы. Источник приспособления аномальных детей к окружающей среде являются сохранные психологические функции.
Например: глухой ребенок использует зрительный и двигательные анализаторы, слепой ребенок активно применяет слуховой анализатор, осязание; у умственно отсталых детей активизируется практическое мышление.
На отклонение в развитии влияют степень и качество структуры первичного дефекта. Так небольшая потеря слуха приводит к незначительным нарушениям в развитии речи, а глубокое его поражение сопровождается немотой.
Своеобразие развития определяется также сроком возникновения первичных нарушений. Так, у слепорожденного отсутствуют зрительные образы; при потере зрения в младшем школьном возрасте ребенок сохраняет в памяти определенные зрительные представления об окружающем мире; у старшего школьника зрительные представления характеризуются достаточной полнотой и устойчивостью.
На своеобразие отклонений в развитии влияют так же условия окружающей среды, особенно педагогические и микросоциальные. Поэтому особую важность имеет раннее выявление нарушений и своевременная их коррекция, т.е. создание необходимых условий для профилактики вторичных нарушений. Процесс обучения и психокоррекции основывается не только на сформировавшиеся функции, но и на потенциальные.
В основе большинства отклонений в развитии первичные нарушения в нервной системе или определенном анализаторе, в результате которых возникает атипичное строение или изменение функций определенных органов и психических систем. В связи с этим отклонения в развитии делятся по патогенезу (механизм патологических изменений) и этиологии (патологические нарушения) [3].
Отклонения в развитии по патогенезу.
-Органические нарушения. В нервной системе можно обнаружить структурные, биохимические, очаги поражения, связи с поражением или длительным воздействием на нервную ткань патогенного фактора или обусловленные наследственной предрасположенностью к ее повреждению.
Похожие статьи:
Необходимость социальной защиты материнства и
детства
Женщины - социально-демографическая группа населения, особо нуждающаяся в социальной защите в условиях рыночных отношений. По численности женщины составляют 53 % населения и выполняют главную общественную и семейную функцию - деторождение ...
Механизмы финансирования социальной защиты
К основным принципам финансирования социальной работы на региональном и местном уровне можно отнести следующие:
- принцип использования финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фон ...
Этапы развития социальной реабилитации
Понимание социальной реабилитации также прошло свой достаточно содержательный путь развития. Первоначально здесь преобладал чисто медицинский подход: Всемирная организация здравоохранения полагала, что сущность реабилитации заключается в ...