Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителейСтраница 5
Детские дома и учреждения интернатного типа. Детские дома и школы-интернаты предназначаются для детей в возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей. Они также могут служить для временного размещения - на период до 1 года - детей из неполных семей, детей безработных, беженцев, перемещенных лиц, а также детей, чьи родители стали жертвами стихийных бедствий и не имеют определенного места жительства. Родные братья и сестры не разлучаются.
Прием детей осуществляется по решению соответствующего местного органа опеки и попечительства. Создание и функционирование детских домов и школ-интернатов происходят за счет средств региональных бюджетов и (в основном) средств органов местного самоуправления. С административной точки зрения они находятся в ведении Министерства образования Российской Федерации.
Детские дома в отличие от других учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставляют детям образования (дети регулярно посещают близлежащие школы), что обеспечивает хотя бы минимальное общение детдомовских детей с окружающим миром; и являются менее крупными, чем другие подобные учреждения.
Школы-интернаты предоставляют проживание и общее образование детям школьного возраста (в основном общее начальное образование, а в некоторых случаях общее среднее образование).
Состав детей, помещенных в детские дома (приюты), неоднороден по возрасту, полу, умственному и физическому развитию, причинам, приведшим их в это учреждение. Но все они - дети с разрушенной системой социальных связей, с широким спектром личностных деформаций, с искаженными личностными установками, с низким уровнем социальной нормативности, с примитивными потребностями и интересами. Они приобрели печальный опыт бродяжничества, приобщены к алкоголю, наркотическим средствам и ранним половым связям. Среди них встречаются жертвы физического, психического, сексуального насилия. Психическое здоровье таких детей расшатано. Поэтому Приюты задуманы и создаются как полифункциональные учреждения, призванные дать обездоленному ребенку не просто кров, еду, тепло, но снять остроту психического напряжения, вызванного жестоким обращением, защитить его права, законные интересы, помочь его социальному возрождению, по возможности восстановить или компенсировать опыт семейной жизни.
Приют - пристанище для детей, выбитых из жизненной колеи. Приют -особое детское учреждение, одновременно и трагическое, и оптимистическое. Помещение ребенка в Приют, с одной стороны, драматическое событие, вызванное катастрофическим неблагополучием в его жизни, с другой - рубеж, завершающий трагический период существования ребенка, открывающий возможность возродить в социальном, психологическом плане, поправить здоровье, получить право ни достойную человека жизнь [15 с. 235]
Таким образом, социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее. В научных публикациях, средствах массовой информации постоянно повторяется тезис о том, что сложившаяся система государственных учреждений закрытого типа (детские дома, школы-интернаты) находится в противоречии с гарантированным каждому ребенку правом на семью. К наиболее серьезным недостаткам данной системы государственных интернатных учреждений специалисты относят: несовершенство законодательной базы, препятствующей усыновлению даже тогда, когда ребенок является брошенным; недостаточная "персонофицированность" помещений большинства учреждений, вследствие чего у детей развивается своеобразная "эмоциональная глухота", т.е. специфическая невосприимчивость к чужим проблемам; разрыв сложившихся эмоциональных связей при переводе воспитанников по мере взросления из одного учебно-воспитательного учреждения в другое; недостаточная подготовленность персонала к работе с детьми, страдающими от последствий материнской депривации; недостаточность технологий реабилитации детей, страдающих от посттравматического синдрома вследствие стресса помещения ребенка в интернатное учреждение и изъятие его из семьи; отсутствие контактов с различными социальными институтами, что значительно затрудняет постинтернатную адаптацию выпускников; закрытость в прямом и переносном смысле учебно-воспитательных заведений для детей, лишенных родительской опеки.
Похожие статьи:
Культурные универсалии
Различия между разными культурами огромны. В то же время существуют общие черты, свойственные всем культурам - культурные универсалии
. Дж. Мёрдок выделил более 60 культурных универсалий. К ним относятся: спорт, нательные украшения, коопе ...
Гендер и невербальные средства общения
Межличностное общение в значительной степени осуществляется через невербальные средства коммуникации, которые усиливают или ослабляют речевые воздействия, способствуют определению гендерной идентичности партнеров по общению. В невербально ...
Социальная защита граждан.
Помимо вышеприведенной системы социального страхования в России существует еще ряд мер, обеспечивающих социальную защиту граждан: мы имеем право на бесплатное образование, медицинское обслуживание и т.д. Однако, это всего лишь на словах, ...