Женская логика против мужского шовинизма
На протяжении последних десятилетий не утихают споры о том, почему в высшей иерархии власти во всем мире так мало женщин. По оценкам аналитиков, представительство женщин на руководящих постах в среднем в разных странах мира находится на уровне 8–10%, и лишь в Скандинавии этот показатель существенно выше и составляет 25–40%. Спектр проблем женского бизнеса за последние два года серьезно трансформировался, и на первый уровень вышли те проблемы, которые раньше были не столь заметны. Развитие женского предпринимательства в России идет разнообразно и противоречиво. Российские регионы, не имея жестких стандартов, формируют свои закономерности «выживания» бизнеса, отличаясь разнообразием моделей и типов делового поведения лиц, шагнувших в стихию частного предпринимательства.
Традиционно исследователи гендерных проблем склонны интерпретировать этот факт наличием «стеклянного потолка», преодолеть который женщинам непросто. Существует ли «стеклянный потолок» в России, и если существует, то что собой представляет и насколько преодолим?
Хотелось бы разобраться, какие из особенностей мужской и женской психологии действительно влияют на профессиональную деятельность, а что из приписываемых противоположному полу пороков является выдумкой чистой воды. Отношение сотрудников к женщине-руководителю — один из самых изучаемых в социальной психологии стереотипов мышления. Несмотря на глобальную распространенность этого явления, его до сих пор весьма болезненно переживают мужчины с консервативными взглядами, которые мысленно (а порой и вслух) напоминают всем дамам про место на кухне. Для них сильнейшим ударом по самолюбию становится проигрыш женщине в любом соревновании и тем более необходимость работать под ее началом.
В этой связи возникает вопрос: что стоит за низкой проницаемостью структур управления для женщин? Гендерные стереотипы или нежелание самих женщин делать карьеру? Предубежденность мужчин-руководителей или стремление не допустить женщин на руководящие позиции? Особенности корпоративной культуры или консерватизм властных институтов?
Ответы на поставленные вопросы я постаралась найти в исследовании, так как Россия находится лишь в самом начале пути преодоления гендерных диспропорций во власти, связанного с осознанием обществом и элитными слоями важности этой проблемы.
Хочу заметить: я не отношу себя к феминисткам. При выборе данной темы исследования я руководствовалась исключительно научными интересами и ставила своей целью расширить имеющийся у меня исследовательский материал, полученный ранее по лидерам российского бизнеса, которые, как и следовало ожидать, все оказались мужчинами. Проводя исследование, с удивлением для себя мною был отмечен тот факт, что весьма часто за успешным лидером-мужчиной стоит женщина, которая занимает вторую или третью позицию в фирме. Первые пробные интервью с женщинами-лидерами показали, насколько это интересно и заслуживает дальнейшего осознания и переосмысления.
Спешу заверить - у меня не было ни явной, ни скрытой цели доказать, что женщины лучше или хуже мужчин, как менеджеры и собственники своего дела. Я пыталась быть профессионально бесстрастной. Тем более что искренне убеждена: женщины не нуждаются в исследовательской поддержке. Они гораздо сильнее, чем это может казаться.
Предмет исследования
: отношение к социальному статусу женщины-руководителя.
Объект исследования
: женщина-руководитель
Цель исследования
:
1. Выявить наиболее распространенные «мужские» и «женские» стереотипы относительно своего и противоположного пола;
2. Изучить реальные практики продвижения и закрепления женщин на руководящих позициях;
3. Оценить потенциал преимуществ и недостатков женщин-руководителей по сравнению с мужчинами, опираясь на их собственные оценки;
4. Реконструировать факторы, способствующие и препятствующие продвижению женщин во власть.
Задачи исследования.
В ходе исследования мною анализировались следующие процессы:
а) анализ реального привлечения женщин к руководству властными структурами;
б) проведение самостоятельного исследования методом глубинного интервью;
в) оценивание женского/мужского опыта с точки зрения самих его носительниц/носителей;
г) реализация власти женщинами-лидерами в России;
д) обобщение позиций женщин-лидеров относительно возможности расширения представительства женщин в иерархии власти.
Исходные посылки, информационная база и методы исследования
Отличительной особенностью данного исследования является стремление выявить общие и особенные тенденции попадания и закрепления женщин на высших постах в России. В процессе работы мною были использованы три вида аналитических данных: материалы официальной государственной статистики; материалы интервью с женщинами-лидерами; аналитические материалы, полученные российскими исследователями в разные годы, а так же был использован метод контент-анализа.
Метод глубинного интервью позволяет строить беседу с респондентами, максимально учитывая не только цели проводимого исследования, но и интересы и возможности самого человека, давшего согласие на интервью. Подобный тип интервью, в котором выделяются блоки основных тем, дает возможность максимально актуализировать преимущества респондента, рассматривая его не только как «человека информированного», но и как эксперта в области изучаемой проблемы. Несмотря на возможность отклонения от схемы интервью, мною были сделаны попытки максимально полно получить те оценки, которые представлялись принципиально важными по замыслу исследования.
Фактическая выборка
исследования при изучении лидеров-женщин базировалась на экспертизе и сопоставлении рейтингов, полученных различными научными центрами с учетом величины капитала, общественной репутации и авторитета среди коллег (в основном без номенклатурного прошлого). 55% определенной нами выборочной совокупности входят в списки основных ведущих бизнесменов в своем регионе.
В целом, выборку исследования составили люди, которые по своим индивидуальным чертам и атрибутам социальной позиции можно определить как группу "селф-мейд-мен" (творящий самого себя).
Кроме того, в выборку исследования вошли 15 представителей крупного женского предпринимательства, занимающих две ключевые позиции в фирмах: президента и вице-президента.
Гипотеза
1. Стереотипы часто играют роль стихийного «регулятора» межличностных отношений;
2. Рассмотрение установок, позиций и т.п., имеющих непосредственное отношение к сознанию, самосознанию и самоидентификации женщин-руководителей;
3. Потенциал преимуществ и недостатков женщин-руководителей по сравнению с мужчинами.
- «Менеджмент с женским лицом» или как управляют женщины
- Такие похожие, но такие разные
- Женщина в роли руководителя
- Мужчины о руководителе-женщине
- Женщина оценивает женщину
- Мужчины и женщины в бизнесе: кто сильнее?
- Женщина во главе фирмы
- На каких руководящих постах работают женщины?
- Женщины, преуспевающие в бизнесе
- Мария Воронина: Мечтаю купить самолет
- Дания Вагапова: Я профессиональный банкир, поэтому не боюсь
- Секрет успешной Женщины
- Заключение
Похожие статьи:
Отношение общества к
гомосексуализму
Отношение общества к гомосексуализму в различные эпохи было разным. Американские социологи, изучая 195 мировых культур, определили, что только в 14% от их числа мужчины и в 11% женщины отвергают гомосексуальность. Описано ритуальное испол ...
Нация
Переход к капитализму становится важным этапом в развитии этносоциальных общностей. Складывается единый внутренний рынок, стандартизированное товарное производство с развитым разделением труда, связывающим население государства, прежде вс ...
Социальное
взаимодействие в символическом интеракционизме
Проблема социального взаимодействия для социальных наук не является новой. Ее разработка велась в рамках различных направлений как отечественной, так и зарубежной общественной мысли. Одним из наиболее заметных в западной социологии и соци ...