Теоретические основы изучения СМК. СМК как социальный
институтСтраница 1
Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum – установление, устройство. Со времени он приобрел два значения – узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм право по определенному кругу общественных отношений, например институт брака, институт наследования [8;333].
В энциклопедическом словаре институт имеет несколько значений: 1) модель действий и взаимодействий, фокусирующаяся на какой-либо центральной теме (напр., в экономике – рынок, в религии - церковь); 2) назв. Различных специализированных учебных заведений; 3) в дореволюционной Росси – назв. Привилегированного среднего уч. заведения закрытого типа; 4)совокупность норм право по определенному кругу общественных отношений (И. брака, И. наследования и т.д.).
Социальный институт – это исторический сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение конкретных социально – экономических и культурных потребностей. [6;396].
Социальный институт – сравнительно высокоорганизованные социальные системы, отличающиеся устойчивой социальной структурой, глубиной интегрированностью своих элементов, многообразием, гибкостью и динамичностью их функций, а следовательно, и всей системы. Это семья, государство, его органы, партии, системы образования, здравоохранения, научное и культурное учреждения, СМК и другое. [21;452].
Массовая коммуникация (от англ. communication – массовое общение) – систематическое распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, звука-, видео -, запись) с целью утверждение духовной ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей. [14;147].
Массовая коммуникация (от лат. Communicatio – сообщение, передача) – один из массовых совр. Процессов производства и распространения информации ,(через печать, радио, кино, телевидение, звукозапись). Используеться правящей элитой для утверждения определенных духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политич., эконом. Или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. [6;291].
Массовая коммуникация – опосредованное общение, то есть такая форма общения, при которой почти отсутствуют личный контакт, непосредственное взаимодействие людей, постоянная и активная обратная связь, но сохраняется такие элементы личного общения, как сопереживания, соучастие и некоторые другие.[10;452].
Средства массовой коммуникации в начале XXI века проникли во все виды жизнедеятельности людей. Мир вступил в новый этап своего развития - информационное общество. Под средствами массовой информации (СМИ) понимаются печатные издания, теле/радио/видео/кинопрограммы или иные формы массового распространения информации. В широком смысле СМИ рассматриваются как средства массовой социализации и включают всю культурную информацию, рассчитанную на массового потребителя.
В последние десятилетия ХХ века появились качественно новые средства массовой информации – телекоммуникационные, в которых осуществляется обратная связь между субъектами и объектами информационного процесса. Поэтому понятие «средства массовой коммуникации» (СМК, Медиа) включает и СМИ, и новые телекоммуникационные средства на компьютерной базе (глобальные компьютерные сети - Интернет).
Медиа используют почти все каналы восприятия, они играют огромную роль в жизни человека, в культурном обмене между людьми, в воспитании и образовании подрастающего поколения, а также в процессах управления и других областях социальной сферы. Сегодня Медиа один из основных факторов социализации молодого поколения. Объект воздействия потока сообщений - не столько отдельный индивид, сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации.
Средства массовой коммуникации выполняют следующие социально-воспитательные функции: информационную, воспитательную, образовательную, социально-управленческую, рекреативную, релаксационную.
Масса исследований проводилась с целью определить эффект от телевизионных программ. Большинство из них касалось детей, и это вполне понятно, учитывая количество часов, отводимых ими для просмотра, и возможные социальные последствия этого. Двумя наиболее исследуемыми является влияние телевидения на уровень преступности, а также характер новостей.[1;400] Оно может причинить детям вред, так как неумеренное потребление аудиовизуальной информации, содержащей натуралистические поданные сцены насилия:
Похожие статьи:
Социальные условия жизнедеятельности работников в Швеции. Общие сведения
На протяжении первых десятилетий после Второй мировой войны Швеция оказалась в состоянии поддерживать относительно высокие темпы роста ВВП в сочетании с полной занятостью, значительной экономической безопасностью и довольно равномерным ра ...
Специфика социального обслуживания пожилых граждан
Работа со старыми людьми во всех странах считается одной из самых тяжёлых во всех отношениях, велико разочарование лиц, обеспечивающих уход за ними; чтобы его избежать, необходимы высокая профессиональная подготовка, понимание и знание пс ...
Семья как социальная группа
Социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определённым образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Каждый индивид выделяет некоторое множество групп, к которым он принадлежит, и ...