Семья как социальный институт и объект социальной работыСтраница 2
Круг наиболее острых вопросов был очерчен. Следующим шагом стало обсуждение задуманного с работниками управления образования – проблема общая и решать ее нужно сообща. Подход педагогических работников не совсем совпадал с проектом работников социальной службы. И тогда нашли компромисс – обговорили и запланировали две основные формы работы «родительских школ»: массовую и индивидуальную. Решили посмотреть, какая форма проведения занятий будет более востребована, полезна, посещаема.
Разработали план-график, согласовали тематику, место проведения. Ответственными исполнителями стали специалисты по вопросам семьи. К участию в работе «родительских школ» договорились привлекать школьных психологов, социальных педагогов, школьных участковых инспекторов милиции, медицинских работников.
В чем заключалась основная задача? Она была двойная: первое – научить решению проблем родителей разных социальных групп, второе – дать понять некоторым родителям, что их проблема на фоне некоторых других бед не так уж неисправима, а это значит – избавить их от безысходности. Заранее подбирая родителей из одной социальной группы, выясняя их проблемы. Вопросы, с которыми они столкнулись и пока не нашли ответов, специалист берет на себя ответственность по обсуждению и разъяснению трудной темы.
Группы родителей складывались самые разные: родители детей-инвалидов, женщины, страдающие от семейного насилия, матери одиночки, которым не под силу справится с «трудными подростками» без мужчины в семье. Были и такие группы, которые приглашали и подбирали сами специалисты: родители, злоупотребляющие спиртными напитками, родители детей, замеченных в пристрастии к алкоголю или наркотикам, родители прогульщиков школьных занятий.
Работа с родителями из различных социальных и демографических групп оказалась очень интересной, дала очень неплохие результаты. Родители детей-инвалидов при общении в таких группах давали уроки выживания многодетным, потерявшим надежду на избавление от безденежья. Ведь на фоне практически неисправимого горя – болезни ребенка – все остальное кажется не таким страшным. А матери одиночки, общаясь с женщинами, страдающими от насилия, убеждали, что «тверда мужская рука» в семье – не панацея. А зачастую только источник озлобления, отчуждения родителей и детей.
К сожалению, массовая форма работы, как и предполагалось, не нашла ни понимания со стороны родителей, ни поддержки. Интерес к лекциям о вреде наркотиков пропал уже давно. А вот беседы почти с глазу на глаз, выяснение вопросов, на которые нет ответа дома, стали интересными для многих родителей. Можно сказать, что работать по такой почти индивидуальной форме в сельской местности гораздо эффективнее – нет угрозы для родителей, что с их бедой завтра будет знакомы «в лицо» все жители станицы или хуторка. Ведь дурные новости разлетаются на селе очень быстро. А потом жди разбирательств от мужа-дебошира или проблем у ребенка, который и так не знает, как выпутаться из трудной ситуации. В управлении основной упор сделали на индивидуальную работу в немногочисленных группах родителей. Одним нужно было узнать, где и как можно предотвратить нежелательную беременность, других волновали первые признаки употребления наркотиков, третьи интересовались своими правилами и социальными гарантиями.
План проведения заседаний «родительских школ» разбили на тематические группы:
- работа с семьями детей-инвалидов;
- работа с неблагополучными семьями;
- работа с семьями детей, склонных к девиантному поведению;
- работа смешанных семейных групп;
- работа с благополучными семьями, желающими предотвратить отклонения в социальном поведении детей;
- работа с семьями, в которых наблюдалось насилие в различных его проявлениях.
Сначала участники встреч не очень уютно чувствовали себя, но потом, поняв, что все делается для их пользы, они все активнее включались в обмен мнениями, обсуждение проблемы, вступая с предложениями, «заявками» по теме следующих занятий. Дальше решили, что уже сложившиеся группы должны брать к себе «новеньких», но только число участников не должно превышать 5-6, иначе обмен мнениями быстро превратится в простой «базар».
Похожие статьи:
Типы восприятия межкультурных развитий
Способы восприятия межкультурных различий так же можно отнести к причинам межкультурных конфликтов.
Особенности восприятия «иного», механизмы коммуникации и адаптации, изменения в структуре личности, которые происходят в результате встре ...
Учебный курс «Технология социальной работы».
На учебный курс «Технология социальной работы» в государственной образовательной программе подготовки специалистов социальной работы возлагается достижение его главной цели – формирование профессионализма у будущих специалистов. Уровень, ...
Статистический анализ демографической ситуации. Анализ
динамики численности и структуры, естественного движения населения
Территория Читинской области и входящего в ее состав автономного округа заселена слабо, плотность населения составляет менее 3 чел./кв. км. (рис. 1), Число жителей на начало 2009 г. – 1117 тыс. человек. Доля городского населения в Читинск ...