Семья как социальный институт и объект социальной работыСтраница 2
Круг наиболее острых вопросов был очерчен. Следующим шагом стало обсуждение задуманного с работниками управления образования – проблема общая и решать ее нужно сообща. Подход педагогических работников не совсем совпадал с проектом работников социальной службы. И тогда нашли компромисс – обговорили и запланировали две основные формы работы «родительских школ»: массовую и индивидуальную. Решили посмотреть, какая форма проведения занятий будет более востребована, полезна, посещаема.
Разработали план-график, согласовали тематику, место проведения. Ответственными исполнителями стали специалисты по вопросам семьи. К участию в работе «родительских школ» договорились привлекать школьных психологов, социальных педагогов, школьных участковых инспекторов милиции, медицинских работников.
В чем заключалась основная задача? Она была двойная: первое – научить решению проблем родителей разных социальных групп, второе – дать понять некоторым родителям, что их проблема на фоне некоторых других бед не так уж неисправима, а это значит – избавить их от безысходности. Заранее подбирая родителей из одной социальной группы, выясняя их проблемы. Вопросы, с которыми они столкнулись и пока не нашли ответов, специалист берет на себя ответственность по обсуждению и разъяснению трудной темы.
Группы родителей складывались самые разные: родители детей-инвалидов, женщины, страдающие от семейного насилия, матери одиночки, которым не под силу справится с «трудными подростками» без мужчины в семье. Были и такие группы, которые приглашали и подбирали сами специалисты: родители, злоупотребляющие спиртными напитками, родители детей, замеченных в пристрастии к алкоголю или наркотикам, родители прогульщиков школьных занятий.
Работа с родителями из различных социальных и демографических групп оказалась очень интересной, дала очень неплохие результаты. Родители детей-инвалидов при общении в таких группах давали уроки выживания многодетным, потерявшим надежду на избавление от безденежья. Ведь на фоне практически неисправимого горя – болезни ребенка – все остальное кажется не таким страшным. А матери одиночки, общаясь с женщинами, страдающими от насилия, убеждали, что «тверда мужская рука» в семье – не панацея. А зачастую только источник озлобления, отчуждения родителей и детей.
К сожалению, массовая форма работы, как и предполагалось, не нашла ни понимания со стороны родителей, ни поддержки. Интерес к лекциям о вреде наркотиков пропал уже давно. А вот беседы почти с глазу на глаз, выяснение вопросов, на которые нет ответа дома, стали интересными для многих родителей. Можно сказать, что работать по такой почти индивидуальной форме в сельской местности гораздо эффективнее – нет угрозы для родителей, что с их бедой завтра будет знакомы «в лицо» все жители станицы или хуторка. Ведь дурные новости разлетаются на селе очень быстро. А потом жди разбирательств от мужа-дебошира или проблем у ребенка, который и так не знает, как выпутаться из трудной ситуации. В управлении основной упор сделали на индивидуальную работу в немногочисленных группах родителей. Одним нужно было узнать, где и как можно предотвратить нежелательную беременность, других волновали первые признаки употребления наркотиков, третьи интересовались своими правилами и социальными гарантиями.
План проведения заседаний «родительских школ» разбили на тематические группы:
- работа с семьями детей-инвалидов;
- работа с неблагополучными семьями;
- работа с семьями детей, склонных к девиантному поведению;
- работа смешанных семейных групп;
- работа с благополучными семьями, желающими предотвратить отклонения в социальном поведении детей;
- работа с семьями, в которых наблюдалось насилие в различных его проявлениях.
Сначала участники встреч не очень уютно чувствовали себя, но потом, поняв, что все делается для их пользы, они все активнее включались в обмен мнениями, обсуждение проблемы, вступая с предложениями, «заявками» по теме следующих занятий. Дальше решили, что уже сложившиеся группы должны брать к себе «новеньких», но только число участников не должно превышать 5-6, иначе обмен мнениями быстро превратится в простой «базар».
Похожие статьи:
Аналитическая группировка
Для анализа структуры и дифференциации районов Калужской области по коэффициенту демографической нагрузки (старше трудоспособного возраста) на 1000 человек проведём аналитическую группировку районов по этому показателю. Аналитическая груп ...
Реформирование пенсионного законодательства на современном этапе развития. Актуальные вопросы пенсионного законодательства на современном
этапе развития
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"[33], по существу, закрепил сложившийся крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, который соответствовал подорванной финансовой баз ...
Региональный опыт социальной работы с молодежью
В Орловской области проживает более 213 тыс. граждан в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет примерно 24% от общей численности населения. Треть из них – наиболее активная часть – являются членами разнообразных многочисленных молодежных ...