Молодежь как категория науки и практики. Научно-практический
подход к анализу молодежи и молодежных проблемСтраница 2
В 60-х годах начинают проводиться массовые исследования социальных проблем молодежи в Москве (Г. Осипов, В. Грушин, Ф. Филиппов), Ленинграде (В. Полозов, В. Лисовский, А. Здравомыслов, В. Ядов, С. Иконникова, И. Кон, С. Голод, В. Водзинская), Свердловске (М. Руткевич, Л. Коган, В. Мордкович), Таллинне (М. Титма, Э. Саар), Киеве (В. Паниотто, Н. Соболева), Новосибирске (В. Шубкин, У. Устинов, Г. Чередниченко) и других городах. В центре внимания ученых – изучение роли и места молодежи в современном мире, анализ интересов и потребностей, ценностных ориентации и социальных ожиданий различных категорий молодого поколения в сферах труда, учебы и досуга. Следовательно можно было выделить несколько научных школ, изучающих проблемы молодежи, распределенных географически. [64].
Московская школа была создана из исследований проблем коммунистического воспитания молодежи и социологических исследований Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ, разработала типовые методики изучения социально-политической и трудовой активности, идейно-политического уровня молодежи и т.п. В то же время в рамках академической науки исследования чаще ориентировались на объективный анализ молодежной проблематики.
Новосибирская школа основывалась на исследованиях по изучению жизненных планов молодежи, проблем жизненного старта молодых людей, профессиональной ориентации и мобильности молодежи.
Свердловская школа изучала молодежную проблематику в связи с воспроизводством социальной структуры и учетом межпоколенной мобильности. Здесь были осуществлены лонгитюдные исследования молодежи, что позволяло фиксировать изменения и осуществлять мониторинг процессов социализации молодежи.
Ленинградская школа ориентировалась на изучение социализации молодежи. Также в рамках ленинградской школы начинал свою деятельность И.С. Кон, занимавшийся психологией юношеского возраста, проблемами пола и молодежной субкультуры. [63].
В России исследования молодежной проблематики охватывают четыре основных направления (типология, предложенная В. Чупровым и дополненная Е. Слуцким) [75]:
1) Антропологическое (психологическое или социально-психологическое). В его основе лежит концепция личности, сознание и поведение которой детерминировано возрастными психофизиологическими особенностями и опосредовано психоаналитическими комплексами, а также различными защитными психологическими механизмами. Представителями этого направления являются К. Абульханова-Славская, Г. Андреева, Л. Архангельский, Л. Божович, В. Бочарова, Л. Буева, С. Голод, Р. Гурова, И. Кон, А. Кулагин, А. Петровский, В. Ольшанский, Д. Фельдштейн, Е. Шорохова, В. Щердаков, Д. Эльконин.
2) Структурно-функциональное направление сформировалось в 70-е годы XX века на основе общественной потребности в структурном (системном) анализе эмпирического объекта (молодежи) и его сложных и противоречивых взаимосвязях с окружающей социальной средой. Последователями указанного направления являются такие исследователи, как Н. Блинов, С. Быкова, В. Васильев, Ю. Волков, С. Гурьянов, С. Григорьев, В. Журавлев, Е. Катульский, А. Колесников, В. Криворученко, Е. Леванов, М. Маршак, В. Мансуров, В. Мордкович, Б. Павлов, В. Родионов, Л. Рубина, М. Руткевич, Б. Ручкина, И. Слепенков, Н. Слепцов, Е. Слуцкий, В. Староверов, М. Титма, Э. Саар, Ф. Филиппов, В. Чупров, В. Шубкин.
3) Представители культурологического направления рассматривают сложный мир молодых людей через субъективные проявления (идеи, интересы, мотивы действий), которые отражаются в определенных типах культуры. Соответственно мир молодого поколения интерпретировался через некую форму его субкультуры (В. Бакшутов, В. Боровик, С. Григорьев, Г. Журавлев, С. Иконникова, И. Ильинский, А. Капто, Г. Квасов, Л. Коган, С. Кугель, В. Лисовский, Б. Лисин, В. Левичева, В. Немировский. Ю. Ожегов, В. Чурбанов, В. Харчева, А. Шендрик). Анализ мировоззренческих позиций, форм досуга молодежи эти исследователи осуществляют под углом зрения феноменологии культуры. Данное научное направление позволило существенно расширить представления об особенностях молодежного сознания, произвести его типологизацию в рамках изучения субкультуры молодежи (как феномена).
4) Интегративное (или ювенологическое) направление, суть которого заключается в синтезе разных сочетаний выше названных, появилось в конце 80-х-начале 90-х годов, когда отечественные исследователи начали изучать молодежь во всем многообразии проявлений ее сознания и поведения в сложных взаимосвязях с окружающим миром. Достаточно остро был поставлен вопрос о медико-биологических характеристиках молодежной популяции, опосредующих ее социальную жизнедеятельность (С. Бразевич, Е. Воронова, О. Иванов, В. Келасьев, В. Лисовский, Ю. Манько, И. Первова, Е. Слуцкий, В. Чупров, Т. Шипунова и др.).
Похожие статьи:
Социальная статика
Любой объект, по Конту, может изучаться с двух точек зрения: статической и динамической. Это относится и к изучению социальной системы. Поэтому социология делится в его доктрине на две части: социальную статику и социальную динамику. Эти ...
Социальная политика в России
В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и ее проблемы были отодвинут ...
Аналитическая группировка
Для анализа структуры и дифференциации районов Калужской области по коэффициенту демографической нагрузки (старше трудоспособного возраста) на 1000 человек проведём аналитическую группировку районов по этому показателю. Аналитическая груп ...