Молодежь как категория науки и практики. Научно-практический
подход к анализу молодежи и молодежных проблемСтраница 1
Теоретические и прикладные исследования проблем молодого поколения составляют одно из наиболее активно разрабатываемых направлений в мировой науке.
В XX веке сложилось несколько научных школ, исследовавших молодежную проблематику и пытавшихся объяснять противоречивые особенности сознания и поведения подрастающего поколения. Наиболее представительными являются следующие:
1) Психоаналитическая школа, которая исходит из основных положений психоанализа 3. Фрейда, его концепции жизненного пути личности. В его основе лежит изучение взаимоотношения поколений, моделей гендерного поведения, а также «бессознательных комплексов» как причин агрессивных выступлений молодежи против существующего социального порядка. Концепция (структура) сознания и поведения личности молодого человека базируется на постулатах 3. Фрейда, развитых и продвинутых его учениками и последователями (Р. Бенедикт, Л. Фойер, Л. Шелефф, Э. Эриксон и др.).
2) Структурно-функциональный подход сыграл важную роль в исследовании межпоколенных связей, процессов так называемой «сексуальной революции» (В. Райх, Г. Маркузе), «конфликта поколений» (Д. Белл, Э. Фромм, Ш. Эйзенштадт и др.). Последователи такого подхода социологического изучения молодежи рассматривают молодежную группу как систему структурных позиций, заполняемых индивидами, приобретающими некоторый социальный статус и соответствующие социальные роли. Каждая роль служит основной единицей в структурном взаимодействии, регулирующем определенные аспекты поведения личности молодого человека.
3) Культурологический подход в основу изучения социальных явлений в молодежной среде закладывает феноменологию человеческой культуры. Классиками данного подхода являются немецкий социолог Карл Мангейм и американский антрополог Маргарет Мид. Так К. Мангейм, исследуя феномен социального наследования, установил, что насущная потребность передачи и усвоения материального и духовного опыта постоянно сталкивает все новые волны людей с культурой человечества. Этот непрекращающийся контакт молодежи с достижениями цивилизации имеет непреходящее значение для общества, потому что открывает пути переоценки обретенного культурного наследия и движения в новом направлении. Маргарет Мид в своих работах (например, «Культура и мир детства») особо подчеркнула роль социальных источников в развитии молодежной популяции. Она показала зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального развития, а также взаимовлияния культур поколений друг на друга. Представители западной культурологической школы (П. Бергер, А. Шюц, Т. Лукман и другие), изучали различные проявления сознания и поведения молодежи непосредственно в органической связи с бытием индивидов, соотнося его с конкретными идеями, мотивами поведения «реально действующих» молодых людей. Широкое распространение в западной научной мысли нашли работы, посвященные проблеме формирования молодежной субкультуры. [30].
В американской социологии в 20-х годах доминировала традиция исследования делинквентных субкультур.
Объясняя особенности молодежного сознания и поведения, специфику молодежных проблем, роль и место молодого поколения в жизни современного общества, западные ученые всегда пытались найти «золотое сечение» в конгломерате социальных и естественных наук, в комплексном междисциплинарном подходе к анализу механизмов сложного и противоречивого процесса биосоциального становления молодого поколения.
Изучение проблем молодого поколения зарубежными учеными оказало значительное влияние на развитие отечественной научной базы в данной сфере. Более того, практически до 80-х годов многие советские исследователи активно использовали и теоретические, и прикладные наработки своих западных коллег, которые легли в основу становления «науки о молодежи» в России, формирования и реализации молодежной политики в 90-х годах XX века.
Первые попытки определения молодежи как общественной группы, изучения ее проблем и ценностных ориентаций были предприняты в нашей стране еще во второй половине 20-х годов XX столетия. К исследованию проблем молодого поколения обратились психологи и педагоги В. Смирнов, И. Армянов, А. Залкинд, В. Мясищев, М. Рубинштейн, В. Игнатьев, Н. Рыбников и другие (определение отношения к Советской власти, исследование домашнего быта, изучение идеалов крестьянский детей и т.д.). Всего за период 20–30-х годов издано около 300 книг и брошюр, в которых подробно освещались результаты конкретных исследований новых социальных процессов и явлений в стране Советов.
Похожие статьи:
Анализ реализации программы социальной поддержки населения г.Тольятти.
Проведя анализ выполнения программы социальной поддержки населения г.Тольятти можно сделать вывод, что начиная с 2000 года размеры выделяемых из городского бюджета денежных средств на реализацию программы росло с каждым годом.
Вместе с т ...
Роль и место пенсионного страхования в системе социальной защиты населения.
Эволюция пенсионного обеспечения
В этой главе рассмотрим развитие пенсионного обеспечения в России и зарубежом, проанализируем проблемы государственного социального страхования, представим комплекс взглядов на пенсионную реформу в России с ее дальнейшем развитием.
Зарож ...
Классификация социальных проектов
Вследствие разносторонности общественной жизни, многоплановости социальных сфер, существует множество различных классификаций социальных проектов по разным основаниям. С помощью знания типологии проектов на первоначальном этапе можно опре ...