Молодежь как категория науки и практики. Научно-практический
подход к анализу молодежи и молодежных проблемСтраница 3
Исторически первый сложившийся подход к определению молодежи – узкоэмпирический, описывающий молодежь по возрастному критерию.
Молодежь – это социально-демографическая группа, специфические и психологические черты которой обусловлены возрастными особенностями молодых людей, процессом становления их духовного мира, социализации, спецификой положения в социальной структуре общества. Обычно к молодежи относят людей в возрасте от 16 до 30 лет. Однако в зависимости от социально-экономических и других факторов (в частности, продолжительности жизни людей, приобретаемых молодыми людьми профессий и специальностей и т.п.) нижняя и верхняя границы могут быть сдвинуты. Чаще всего нижнюю границу в этом случае определяют в 14 лет, верхнюю в 35 лет или, наоборот 25 годами при минимальной продолжительности жизни. [42].
Нижняя возрастная граница обусловливается тем, что подростки впервые в своей жизни получают право выбора в социальном плане: продолжить учебу или поступить на работу. В 30-летнем возрасте молодые люди достигают профессиональной зрелости, занимают определенное положение в обществе, завершают формирование своей семьи.
Молодежь как социально-демографическая группа характеризуется и общими (психологическими, социальными, возрастными) и специфическими чертами. При этом социальные и психологические характеристики претерпевают изменения в зависимости от возраста, условий жизнедеятельности молодежных групп, что связано, главным образом, с их местом и ролью в социальной структуре общества. [6].
Прежде всего, необходимо иметь в виду, что эта социально-демографическая группа находится на переходной стадии развития (от детства к миру взрослых). Причем, естественно, что разные возрастные подгруппы по-своему переживают этапы осмысления норм и ценностей, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статусов и, конечно же, семейной социализации.
В настоящее время более распространены подходы, учитывающие, помимо возрастного аспекта и социологические характеристики молодежи как социальной группы. Наиболее эффективным является подход, в соответствии с которым молодежь можно наиболее адекватно охарактеризовать с точки зрения ее движения:
– от зависимости к независимости;
– от безответственности к ответственности.
Рассмотрение молодежи в рамках первого вектора предполагает, что молодые люди не так зависимы от родителей, как дети, но при этом они еще не достигли уровня экономической и социальной независимости, свойственного взрослым. Данный переход непосредственно связан с такими социальными институтами, как семья, система образования, работа, сфера свободного времени и досуговой активности. Рассмотрим их в соответствующей последовательности.
1. Семья.
В описании движения от зависимости к независимости как характеристики, отличающей молодежь от детей и взрослых, немаловажную роль играет изменение внутрисемейных отношений, связанных со вступлением детей в период молодости. Семья постепенно теряет свое влияние на молодого человека, по мере взросления психологическая, материальная зависимость его от родителей становится все менее ощутимой. Создание же своей семьи может считаться одним из этапов перехода во взрослую жизнь.
2. Система образования.
Первое социальное движение ребенка к независимости происходит с поступлением в школу. Институты образования являются одними из главных агентов социализации. Именно школа в большей степени формирует конформизм в структуре ценностей взрослеющего человека. Окончание школы является важным этапом пути от зависимости к независимости. Часть выпускников предпочитает дальнейшее обучение, другая – выход на рынок рабочей силы или другие виды деятельности. Окончание учебы, поступление на работу чаще всего сопровождается созданием собственной семьи, обретением полной независимости, а следовательно – достижением статуса взрослого.
3. Работа.
Следующим этапом в движении молодежи от зависимости к независимости является работа как любая форма социальной занятости. Выпускники школ, отказавшиеся от продолжения обучения и начавшие работать, формально могут быть отнесены к независимым, а следовательно, взрослым членам общества. Тем не менее, существует ряд факторов, позволяющих выделить категорию «работающей молодежи». Данная группа все еще включена в процесс достижения статуса взрослого, т. к. чаще всего продолжает совместное проживание с родителями, получает невысокую заработную плату, что обусловливает материальную зависимость молодых людей от родителей. Кроме того и на рабочем месте молодой человек находится в зависимом положении, т. к. определенное время является обучаемым, не имея всех необходимых навыков.
Похожие статьи:
Этапы жизни и творчества
Был ли Огюст Конт подлинным создателем, «отцом» социологии – вопрос спорный. Бесспорно то, что он стал ее крестным отцом, так как дал ей имя, изобрел само слово «социология». Правда, блюстители чистоты научного языка нередко подчеркивали ...
Основные тенденции в процессе формирования молодой семьи в современной
России
С конца 1980-х годов в России происходят значительные перемены в процессе формирования семьи, в первую очередь, затрагивающие молодое поколение. Рассмотрим основные тенденции в процессе формирования молодой семьи в современной России.
За ...
Теоретические основы социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья. Общая характеристика детей с
ограниченными возможностями здоровья
Согласно социальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 52495 – 2005 « Социальное обслуживание населения», инвалид – это лицо, имеющее нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями последств ...