Пенсионная реформа в Российской Федерации 2009-2010гг. и ее дальнейшее
развитиеСтраница 1
В данном параграфе попытаемся проследить экономические основы социального обеспечения пожилых людей в РФ, раскрыть механизм государственного социального страхования. Она включает страхование по старости, инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам и медицинскому обслуживанию.
Экономической основой современного социального обеспечения нетрудоспособных граждан в РФ служит система
государственного социального страхования. Она включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам и медицинскому обслуживанию. Доминирующее положение по объему средств
и получателей в системе государственного социального страхования занимает пенсионное обеспечение. Пенсионная реформа является одним из самых сложных видов структурных реформ,
поскольку она затрагивает финансовые интересы всех слоев
населения, и как следствие нарушает существующий политический и экономический баланс в обществе, оказывает воздействие на функционирование рынков труда и капитала, перераспределяет доход внутри
поколений и между поколениями работников [54, c.130].
Пенсионная реформа имеет
определенную протяженность во времени и реализуется в несколько
этапов.
Идеологи пенсионной реформы исходили из того, что ее следует проводить лишь в том случае, если результаты можно будет почувствовать в ближайшее время, в первую очередь в виде повышения сегодняшних пенсий.
При установленном в России тарифе пенсионных сборов (28%) для обеспечения установленного законом размера при минимальном выработанном стаже (20 лет у женщин и 25 — мужчин) в размере 55% от среднемесячного заработка для обеспечения выплат одному пенсионеру требуются взносы двух работающих.
По статистическим данным, население страны стареет: становится все больше пенсионеров и все меньше работающих ( см приложение1 табл.1.1).
К концу 2008 г. в РФ численность пенсионеров составляла 38,55 млн человек, или 26,5% численности постоянного населения страны, сейчас в России около 37 млн пенсионеров, составляющих четвертую часть населения. Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что численность занятых в экономике за период с 1992 г. уменьшилась на 13,6% (9,6 млн человек), а численность пенсионеров при этом возросла на 9,4%. В результате этого нагрузка пенсионной системы на экономическую систему занятого населения возросла на треть — с 46 пенсионеров на 100 человек занятых в народном хозяйстве в начале переходного периода до 62 пенсионеров в кначалу XXI в.
Уже сегодня на одного пенсионера приходится меньше двух работающих — полтора (или три работающих на двух пенсионеров). К тому же не все трудоспособные россияне работают по найму и, следовательно, не все платят взносы в пенсионную систему. Из 63 млн работающих только 49,8 млн являются наемными работниками и платят около 400 млрд рублей страховых взносов в год. Остальные 13 млн человек относятся к самозанятому населению и взносов платят всего около 4 млрд руб. В итоге за вычетом их на одного пенсионера фактически приходится 1,28 работающего. Чего, естественно, крайне недостаточно для обеспечения необходимого объема поступлений. Из-за неблагоприятного изменения соотношения работающих и пенсионеров уровень пенсий в России так низок, а пенсионный тариф так высок по сравнению с другими странами.
Процесс старения населения воздействует на состав и структуру рабочей силы, структуру производства и потребления, но особенно на социальное обеспечение. Во многих странах старение населения довольно остро ставит проблему поиска новых источников финансирования пенсионного обеспечения.
Для наглядного представления особенностей структуры пенсионной системы целесообразно более детально рассмотреть динамику численности основных категорий пенсионеров. Как показывает статистика, за период 1992-2010 гг. общая численность пенсионеров возросла на 7,3%, или на 2,6 млн человек, при этом численность получателей трудовых пенсий увеличилась на 7,4%, численность получателей социальных пенсий— на 25%, численность пенсионеров-военнослужащих в течение всего периода уменьшалась примерно на 15-17% в год (таб. 1.2).
Похожие статьи:
Особенности пенсионного законодательства отдельных видов пенсионного
обеспечения на современном этапе развития
Пенсионное законодательство в период социализма выполняло несвойственные ему функции привлечения рабочей силы на труд в неблагоприятных условиях, в районы Крайнего Севера, общеустановленный пенсионный возраст для отдельных категорий гражд ...
Социальная работа с детьми, находящиеся в особо трудных условиях. Основные
направления социальной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшиеся без
попечения родителей.
По состоянию на 1 января 2005 года в республике было зарегистрировано 3935 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 01.01.2004 г. - 4077). Из них определены под опеку или попечительство - 1788 детей (2003 год - 1856 де ...
Опыт решения проблем детской беспризорности 1920-1930 г.г.. Определение
детской беспризорности.
Детскую беспризорность и безнадзорность политологи, социологи и правоведы нашего времени относят к социальным болезням, характерным для любого цивилизованного государства, в том числе и России, напрямую связанным с политическим, экономиче ...