Пенсионная реформа в Российской Федерации 2009-2010гг. и ее дальнейшее
развитиеСтраница 2
К 2020 г., как ожидается, их число сравняется, и на одного работающего будет приходиться один пенсионер. В дальнейшем же на одного пенсионера будет меньше одного работающего. С учетом этого неблагоприятного прогноза нельзя возлагать надежду на нынешнюю распределительную систему и уповать на возможности ее модернизации или улучшения. Требуется создание новой системы, способной компенсировать грядущее ухудшение демографической ситуации. Благоприятные демографические условия для реформы и то обстоятельство, что в ближайшие 5-6 лет на пенсию будет выходить относительно небольшое число ныне работающих граждан 1941-1945 гг. рождения, означают, что доходы пенсионной системы будут возрастать в более значительных объемах, чем ее расходы. Пропустим мы эти годы — и на пенсию пойдут дети послевоенного всплеска рождаемости.
Проблема пенсионного возраста в условиях перехода к рыночной экономике находится под воздействием двух противоречивых факторов.
С одной стороны, увеличение безработицы требует снижения пенсионного возраста как предпосылки освобождения рабочих мест старшими возрастными группами работников в пользу молодых, с другой — старение населения и увеличение "нагрузки" на поколение работающих в связи с преобладанием доли пенсионеров предполагает повышение пенсионного возраста.
Вызывающе выглядят планы повышения пенсионного возраста на восемь лет (соответственно, до 68 лет я мужчин и 63 лет — для женщин) на фоне данных средней продолжительности жизни. В последнее время Всемирная организация здравоохранения учитывает не только обычные показали продолжительности жизни,
но и ввела новый индикатор — среднюю продолжительность здоровой жизни, вычисленную учетом тех лет жизни, которые человек прожил в состоянии полного здоровья, учитывая таким образом не только возраст смерти человека, но и время наступления нетрудоспособности, вызванной болезнями. При сопоставлении продолжительности здоровой жизни российских мужчин с возрастом их выхода на пенсию оказывается, что практически во всех странах мира этот поазатель выше пенсионного возраста, только в России — ниже на целых семь лет (табл.1.3).
При такой высокой нагрузке, когда на одного пенсионера приходится менее двух работников, экономически невозможно Обеспечить достаточный уровень пенсий для тех, кто действительно не может работать. Следовательно, проблема рационального пенсионного возраста одновременно является проблемой уровня пенсионного обеспечения. Чем ниже возраст, тем ниже и уровень пенсий при одинаковых экономических условиях.
Экономические факторы. На первом этапе пенсионной реформы (с 1990 г.) была утверждена пенсионная система, которая в конкретных экономических условиях (неуправляемая инфляция) не могла быть полностью реализована и была обречена на моральное старение. Эта распределительная система перестала справляться со своей основной задачей — пенсионным обеспечением граждан. В конце 90-х гг. происходили серьезные сбои с выплатой пенсий, задержки достигали нескольких месяцев. Такая ситуация сложилась в результате несовершенства действовавшей пенсионной модели, которое выражалось в отсутствии у граждан заинтересованности в уплате страховых взносов в пенсионный фонд, их уравнительном и дискриминационном положении при выходе на пенсию — каждый получал примерно одинаковый размер трудовой пенсии независимо от трудового вклада, хотя формально размер пенсии определялся через трудовой стаж и заработок пенсионера [46, c.145].
Федеральный закон № 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", принятый 21 июля 1997 г. и вступивший в силу в феврале 2006г., должен был преодолеть это противоречие и восстановить утраченную связь между зарплатой и размером пенсии. Согласно нормам данного закона, за работником было сохранено право на получение пенсии в размере от 55 до 75% заработка в зависимости от стажа. А вместо трех минимальных пенсий законодатель установил в качестве ограничителя размер средней заработной платы в стране, установленной для исчисления пенсии, и его отношение к зарплате пенсионера. Данное отношение было первоначально установлено в размере 0,7 (т. е. зарплата пенсионера при назначении пенсий учитывалась в размере не свыше 0,7 от заработной платы по стране). В дальнейшем же отношение зарплат намечалось поэтапно повысить до 1,2 (т. е. и по этому закону зарплата не принималась в расчет полностью, из зарплаты пенсионера могло быть учтено до 1,2 от средней заработной платы по стране на момент назначения пенсии).
Похожие статьи:
Семьи, ориентированные на успех ребенка
Возможная разновидность внутренне неблагополучной семьи - кажущиеся совершенно нормальными типичные семьи, где родители вроде бы уделяют детям достаточно внимания и придают им значение. Весь диапазон семейных взаимоотношений разворачивает ...
Объект и предмет политической социологии
Политическая социология - сравнительно молодая научная дисциплина. Только в 20-30-е годы XX века американская политология стала тесно сближаться с рядом общественных наук, главным образом с социологией, представленной, прежде всего, ставш ...
Особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. Нормативно-правовое
обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
Правовое обеспечение социальной защиты населения РФ построено на базе Конституции РФ, в 7-й статье которой говорится: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойну ...