Пенсионная реформа в Российской Федерации 2009-2010гг. и ее дальнейшее
развитиеСтраница 3
Начиная с 2006 г., после введения в действие Федерального закона №113-ФЗ, существовали две модели определения размера трудовой пенсии при назначении и пересчете пенсий по старости: был сохранен ранее действовавший порядок и введен новый — с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП), более точно учитывающего трудовой вклад пенсионера. Доля пенсионеров, перешедших на исчисление с применением ИКП, к концу 2007 г. дошла до 44,91%. Вместе с тем были введены ограничения, накладываемые на размер соотношения среднего заработка пенсионера и средней заработной платы в экономике, применяемые для индексации пенсии, в результате чего искусственно занижался размер исчисленной пенсии.
Справившись с долгами и стабилизировав финансовое положение пенсионной системы, Правительство и Пенсионный фонд начали в несколько этапов снимать ограничение, установленное Законом № 113-ФЗ: сначала повысили отношение зарплат до 0,8, потом до 0,95. В мае 2009г. планировалось довести его до 1,1. Но, учитывая стабильное финансовое положение Пенсионного фонда, было решено досрочно выполнить закон № 113-ФЗ в полном объеме и установить отношение зарплат в размере 1,2 уже в мае. Благодаря этому с конца 2009 г. максимальный размер трудовой пенсии достиг 90% от средней зарплаты по стране для исчисления пенсий.
В связи с нехваткой ресурсов в пенсионной системе на повышение минимального размера пенсии до социально приемлемого уровня способом линейной индексации вынужденно перешли к применению механизма выплаты компенсационной надбавки к минимальному размеру пенсии, увеличивающей все пенсии на фиксированную величину, что, по вполне понятным причинам, вызвало недовольство пенсионеров, получающих относительно высокие пенсии.
Более того, из-за недостаточности средств, позволяющих повышать размеры пенсий без ущерба для отдельных категорий пенсионеров, стало практически невозможным проводить какую-либо социально приемлемую политику в области пенсионного обеспечения. Приведем динамику реального размера пенсии по старости (в ценах 1987 г.): в 1990 г. — 80%, 1992 г. — 52, 1993 г. — 62,1994 г. — 58,1995 г. — 60,2007 г. — 54,2008 г. — 53, в 2010 г. — 41%. В результате снижения реального размера пенсии средний размер пенсии по старости в среднегодовой динамике составил относительно среднего размера заработной платы: в 2008 г. — 28,5% , 2009 г. — 31,2, 2010г.— 34,5 %. Еще более не устойчивый характер приобрело соотношение минимального размера пенсий по старости и прожиточного минимума. Если в 1991 г. оно составляло 171%, то к 2006 г. снизилось до 59%, а к 2010 г. — до 50%. При этом следует подчеркнуть, что в 1991 г. минимальный размер пенсий соответствовал минимальному потребительскому бюджету, а не уровню прожиточного минимума.
Такая тенденция свидетельствует о нарушении, по меньшей мере, двух основополагающих принципов государственного пенсионного страхования: государственной гарантии поддержания жизненного уровня пенсионеров путем обеспечения стабильного уровня покупательной способности пенсии и обеспечения сбалансированности соотношения средних размеров пенсий по старости и средней заработной платы (так называемого «коэффициента замещения»).
С появлением множества частных предприятий возникла еще одна проблема — в органы по назначению пенсий зачастую представлялись фиктивные справки о стаже и заработке в целях получения в последующем максимальной пенсии, хотя страховые взносы в Пенсионный фонд производились на них гораздо с меньшей заработной платы или вообще не платились. В итоге в 2008-2009 гг. пенсионные взносы платились с 35% фактических доходов населения, остальные 65% оставались вне обложения — были в тени. В результате взносы в Пенсионный фонд, которые должны были составлять 28% от общефедерального фонда оплаты труда, на деле едва превышали 10% от него. И заинтересованности в изменении этой ненормальной ситуации старая модель не создавала.
К концу 2007 г. ПФР удалось полностью ликвидировать задолженности по выплате пенсий, выплатной график с той поры соблюдается повсеместно и неукоснительно. В 2008-2009 гг. пенсии индексировались регулярно каждый квартал (за исключением ноября 2009 г.).
Похожие статьи:
Государственная социальная помощь семье
«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия: и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры». Конвенция ООН о правах ребенка.
В ...
Объект социологии
Конт был одним из мыслителей, открывших социальную реальность и внесших важный вклад в ее понимание. Некоторые представления о ней, которые он разработал, стали затем парадигмальными и получили дальнейшее развитие в социологии.
Главное у ...
Специфика социального обслуживания пожилых граждан
Работа со старыми людьми во всех странах считается одной из самых тяжёлых во всех отношениях, велико разочарование лиц, обеспечивающих уход за ними; чтобы его избежать, необходимы высокая профессиональная подготовка, понимание и знание пс ...