Основные школы и направления современной социологииСтраница 10
М. Фуко – один из ведущих постструктуралистов (разновидность постмодернизма), отрицает существование общих принципов, лежащих в основе формирования языка и культуры. В центре его внимания – осмысление власти, вовлеченной в создание и использование языка. Язык, по Фуко, - не русский, английский или китайский, а то, как разные области знания выражаются в различных образах мысли и речи, - нечто, что он называет дискурсом
(рассуждением).
Происхождение дискурсов связано с властью. Власть осуществляется двумя путями: во-первых, она осуществляется так, что дискурсу дается возможность возникнуть; во-вторых, она осуществляется самим дискурсом, контролирующим мысли, знания, действия людей, его использующих. Следовательно, рационально мыслящей творческой личности не существует. Все наши действия определяются дискурсами, дающими нам наши мысли и наше знание. Прогресса не существует. Социальные перемены создаются другими дискурсами — не лучшими, не худшими, просто другими. Значит и объективной истины не существует, есть всего лишь разнообразные способы смотреть на вещи. Следовательно, мы должны согласиться с тем, что все созданные человеком представления о действительности одинаково обоснованы, и критиковать их нет смысла. Общество неустойчиво, нестабильно, недолговечно. Для него больше значат люди, тенденция, образ, а не сущность и смысл.
Пьер Бурдье (1930–2002) - французский социолог, основатель Центра европейской социологии, журнала «Исследование в социальных науках», автор 26 книг: «Ремесло социолога» (1966), «Очерк теории практики» (1977), «Социология политики», «Ответы» (1992) и др. Бурдье ставит задачу доказать фальшивость противопоставления объективизма и субъективизма в социологии, структурных и деятельных подходов, утверждает безосновательность игнорирования одной из этих сторон. Сосредоточение на структуре ведет к игнорированию процесса конструирования социального мира самым деятелем, а сосредоточение на том, как деятель воспринимает, осмысливает и реагирует на окружающий мир, ведет к игнорированию самых структур (их влияния), в которых это происходит. По его мнению, надо исходить из диалектических отношений между объективными структурами и субъективными феноменами. Решение проблемы он видит в анализе реальной практики, которая выступает неминуемым результатом таких диалектических отношений. Он анализирует связи между социальной структурой и тем, как индивиды конструируют социальную реальность. Социолог утверждает, что объективные структуры существуют не только в языке или в определенной культуре, а и в самом социальном мире, они не зависят от сознания деятелей, которые, в свою очередь, способны руководить своей практической деятельностью и репрезентовать себя согласно со своим замыслом. Вместе с тем надо принимать во внимание генезис моделей представлений, мышления и действия людей. Следует анализировать, как люди воспринимают и конструируют свой мир. По его мнению, «ментальные структуры определяются социальными структурами», т.е. сознание зависит от социальной среды. Для лучшего постижения взаимозависимости между объективным и субъективным в теории Бурдье необходимо обратиться к его толкованию понятий «габитус
Похожие статьи:
Причины суицидального поведения
Самоубийство, суицид (от лат. sui caedere – убивать себя) – целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное (хотя бывают и случаи вынужденного самоубийства) и самостоятельное (в некоторых случаях осуществляется с помощью др ...
Теоретические основы социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья. Общая характеристика детей с
ограниченными возможностями здоровья
Согласно социальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 52495 – 2005 « Социальное обслуживание населения», инвалид – это лицо, имеющее нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями последств ...
Отношение молодежи к проблеме трудовой миграции на примере города Якутска
Межнациональные отношения, могут проявляться в виде экономических, политических, языковых, культурных, экологических и других отношений между нациями. Каждое из этих проявлений межнациональных отношений имеет свое специфическое содержание ...