Основные школы и направления современной социологииСтраница 11
» и «поле
», где первое касается того, что помещается в сознание деятелей, а второе – того, что остается вне сознания деятелей. Габитус- это ментальные или когнитивные структуры (определенные состояния сознания), с помощью которых люди живут в социальном мире, направляются в своих действиях, это набор схем
(моделей), благодаря которым люди воспринимают, понимают и оценивают мир. Габитус - это «воплощенные социальные структуры», которые отображают объективное деление: классовые структуры, возрастную и половую дифференциацию и т.п. Габитус – это определенное местопребывание в социальном пространстве. Габитус ниже уровня сознания и языка, вне контроля индивидуальной волей. То есть люди не могут постигнуть, как он оперирует. Он проявляется в индивидуальном поведении, практике – скажем, в том, как мы говорим, едим, ходим, смеемся и т.п. Ведь это происходит будто само по себе. Поле
, по Бурдье, – это сеть отношений между объективными позициями социальных деятелей, которая существует независимо от индивидуального сознания и воли. В социальном мире есть несколько полей (например, экономическое, религиозное, художественное, политическое), любое из которых имеет собственную структуру. Поле является ареной соревнований социальных деятелей или групп за улучшение своих позиций, за получение более привилегированного места в социальной иерархии. Оно выступает разновидностью рынка, где используются разные виды капиталов (экономический, культурный, социальный, символический) для демаркациипозиций. «Поле» – это социальное пространство, где реализуется завоевание определенной позиции социальными деятелями, ее защита или продвижение вверх в социальной иерархии. Посредником между габитусом и социальным миром, который объективируется в поле, выступает практика.
Итак, в современной социологии, согласно Дж.Ритцеру, существуют пять основных парадигм – исходных концептуальных схем, объяснительных моделей, которые различаются в зависимости от того, как теоретики понимают социальную реальность.
1. Парадигма социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов – социальным структурам и социальным институтам, которые рассматриваются в качестве реальных вещей. Ее возникновение связано с именем Э. Дюркгейма. В ее рамках выделяются два противоположных теоретических направления – функционализм и теории конфликта. К данному направлению принадлежат такие известные социологи, как П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Дарендорф.
2. Парадигма социальных дефиниций возникла благодаря работам М. Вебера. Социальная реальность здесь рассматривается через способ понимания людей социальных фактов. К данной парадигме относятся символический интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология (А. Шюц, Г. Мид, Г. Гарфинкель, Т. Лукман).
3. Парадигма социального поведения опирается на психологическую ориентацию в американской социологии и выражается в бихевиористской социологии и теории социального обмена. Наиболее известным представителем первой является психолог Б. Скиннер, второй – Дж.Хоманс.В данной парадигме поведение человека понимается как соответствующая реакция на определенные внешние стимулы. Особое внимание уделяется проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного социального поведения.
Похожие статьи:
Проблемы наркомании
С расширением научных исследований в области наркоманизации и с накоплением практического опыта работы с наркоманами становится все более очевидным, что наркомания - это не болезнь в обычном смысле этого слова. Вред, который наносят орган ...
Алгоритмы разработки социального проекта
Технологии социального проектирования предусматривают два вида алгоритмов: алгоритм разработки социального проекта и алгоритм управления проектом со стороны руководителя.
Алгоритм разработки социального проекта, направленного на апробаци ...
Наблюдение
К нему социологи прибегают ещё реже.
Считается, что прародиной и сферой, где оно до сих пор используется чаще всего, является антропология – наука о дописьменных культурах. Антропологи наблюдают образ жизни, социальные отношения и взаимо ...