Основные школы и направления современной социологииСтраница 9
», он подчеркивает субъективные моменты социальных отношений, утверждает, что знание конституирует социальные отношения. Фундаментальной характеристикой общества «модерна», является присущая модерну рефлексивность(самосознание). Отмечается значение языка, который в определенном смысле конституирует, т.е. порождает повседневную деятельность. В условиях «модерна» социально-научное знание является достоянием агентов
(участников социального действия). Э. Гидденс считает, что социальные институтыявляются объективными образованиями, возникающими из взаимодействия агентов. Социология может быть определена как наука о социальных институтах, возникших за последние 150-200 лет, то есть об институтах общества «модерна». Основным понятием теории структурацииявляется понятие социального агента.
Агент действия может быть описан как стратификационная модель
. Эта модель включает в себя три стратификационных уровня: мотивации, действия, рационализации
. Уровень мотивациидействия относится к тем осознанным и неосознанным желаниям, которые побуждают агента к действию. Под рационализацие
й действия Э. Гидденс представляет способность понимать основания своей деятельности. Рационализация действия обозначает взаимное согласие участников взаимодействия относительно взаимной компетенции. Рефлексивный мониторинг действия
– это отслеживание индивидом своих собственных действий, действий других людей, а также условий действия. Существуют три компонента теории структурации: структуры, системы, структурации
. Структура
– это совокупность правил и отношений, определяющих свойства социальных систем. Дуальность структуры состоит в том, что эти правила являются одновременно и результатом, и условием действия индивидов. Субъект действия одновременно и создает правила, и воспроизводит правила, которые являются условием их воспроизводства. Взаимоотношения субъекта и системы могут быть объяснены в терминах причинных связей или «причинных петель
». Субъекты действия, действуя намеренно, производят ряд следствий, которые они не способны себе представлять. Эти непредвиденные последствия посредством обратной связи становятся условиями следующего действия индивида, вызывающею очередные непредвиденные последствия. Отсюда, автономия системы, то есть гомеостатическое
системное воспроизводство. Теория структурации направлена на преодоление указанного дуализма структуры.
В 80–90-е годы в западной социологии возник новый подход — постмодернистский, отвергавший функционализм и марксизм под предлогом того, что эти теории слишком несовершенны, чтобы правильно объяснить общественные процессы и социальные изменения (Ж. Лиотар).
Постмодернизм характеризуется следующими особенностями: мир «прилива, отлива и фрагментации», без абсолютных ценностей; конец преобладания всеобщей веры в «научную» рациональность и унитарную теорию прогресса; замена эмпирических теорий изображения и истины; усиление акцента на важности подсознательных, свободно плавающих знаках и образах; множественностью точек зрения. Постмодернизм интересуется тем, как отдельное лицо или субъект придает всему смысл, то есть сознательно создает социальную реальность. Постмодернисты считают, что язык «предшествует» тем, кто использует его. Другими словами, люди узнают слова, которые затем позволяют им выразить свои мысли. Язык является системой, существующей отдельно от людей, которые учат и затем используют его.
Похожие статьи:
Социальное обслуживание пожилых граждан в городе Белогорске. Общая
характеристика учреждений социального обслуживания пожилых граждан в г.
Белогорске
В городе проживает около 67,8 тыс. человек, из них пенсионеров 9 тыс. чел, в том числе граждан старше 80 - 1026 чел. Ежегодно в пределах 1% увеличивается количество пожилых граждан, что сопровождается увеличением численности одиноких, нуж ...
Социально- психологический тренинг как эффективный метод работы с
неблаполучными подростками. Психологические особенности
тренинговой группы
Тренинг — особая разновидность обучения через непосредственное «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта, которая не сводима ни к традиционному обучению через трансляцию знаний, ни к психологическому ...
Социальная политика в угольной промышленности
России. Введение
Состояние социальных условий жизни шахтеров и их семей в угольных регионах находится на самом низком уровне по сравнению с другими отраслями и регионами страны. Главным образом это является следствием инвестиционной политики, сложившейся ...