Основные школы и направления современной социологииСтраница 8
Социологическое учение Н. Лумана. Теория Никласа Лумана (1927–1998), является функционалистской доктриной, изучающей проблемы ценностно-нормативной интеграции.
С точки зрения Лумана, современное общество не имеет ценностно-нормативной основы, не имея прочной основы, оно не нуждается в оценках с позиции таких идеалов, как «моральная интеграция
», «солидарность
». Эти понятия слишком размыты и чрезмерно конкретны, для объяснения сложного взаимозависимого и высокодифференцированного общества с характерными для него автономными комплексными самореферентными
социальными системами, между которыми нет общности на уровне элементов. Предполагается, что ценностно-нормативный консенсус
высшего порядка (охватывающий общество в целом) больше не является возможным вследствие высокой комплексности общества, однако не отрицается важность и необходимость различных форм консенсуса на локальных уровнях и в повседневных ситуациях. Исследование «современных альтернатив нормативной интеграции
» составляет одну из основных целей Лумана. Рассматривая различные виды социальных систем, он разграничивает системы взаимодействия, организации
и социетальные
системы. Это разграничение соответствует ключевым направлениям современной социологии - теориям межличностного взаимодействия, теориям организаций и теориям общества
. Системы взаимодействия возникают, когда присутствующие индивиды воспринимают друг друга. Личное присутствие является принципом отбора и принципом формирования границ этих систем. Системой более высокого порядка социетальноготипа является мировое общество. Особый вид социальных систем представляют организации, существующие во множестве областей социальной жизни, и находящиеся между социетальной системой и системами непосредственного взаимодействия.
«Организованными
» являются те системы, которые связывают членство в них со специфическими условиями. Безличные правила членства (например, подчинение руководству в обмен на заработную плату), несмотря на возможность собственного изменения и добровольность выбора, способствуют длительной стабилизации в значительной мере искусственных (в том числе в ценностно-нормативном аспекте) способов поведения. Организации способны осуществлять генерализацию мотивов и создавать поведенческие и ценностно-нормативные особенности, необходимые в различных функциональных сферах общества.
Социологическое учение Э. Гидденса. Энтони Гидденс (р. 1938) – английский социолог, внес значительный вклад в интерпретацию классической социологической теории. Разработал собственную концепцию структурации,в работах «Новые правила социологического метода» (1976), «Конструирование общества» (1984). В работе «Последствия современности» (1990), он критикует постмодернизм, разрабатывая в качества альтернативы идею рефлективности в эпоху модерна и характеризуя «высокий модерн
» как об определенную стадию развития общества. Классовые отношения для Э. Гидденса – это базис для формирования групп, «структурирующая основа
» для определения групповой принадлежности. Используя термин «классовое осознание
Похожие статьи:
Общество потребления
Двадцатое столетие было отмечено фундаментальной сменой хозяйственной ситуации - произошел переход от недопроизводства и дефицита к перепроизводству основных потребительских благ, когда вместо вопросов о том, "как произвести" и ...
Социология и культура
Культура есть социальный феномен, и в этом смысле она противопоставляется натуре (природе). Можно сказать, что культура — это специфическая, генетически не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодейс ...
Социально-экономический
статус социальных слоев
Для его оценки использованы следующие признаки: владение производительной собственностью, статус занятости, сектор занятости по форме собственности, социально-отраслевая сфера занятости, место в управленческой иерархии, ступень благососто ...