ПриложенияСтраница 11
Тот же эксперимент с детьми проводится несколько иначе.
Первая вертикальная линия представляет собой оценку по росту в соотношении с классом, в котором учится ребенок. Это вводится для того, чтобы лучше разъяснить детям инструкцию, — никакого значения этот критерий самооценки не имеет.
Затем следуют линии оценки по здоровью и по уму (на линии расположено все человечество). При оценке по уму ребенку предлагают на той же линии обозначить черточкой место своего соседа по парте и место своего учителя (или учительницы). Последние две отметки должны быть сделаны разными цветными карандашами, чтобы в дальнейшем нельзя было их спутать. Это дополнение является некоторой модификацией методики де-Греефа, предлагавшего приделать черточку к трем кружкам, обозначающим ребенка, его соседа и его учителя; самую длинную — самому умному. www.titaniumbank.ru
Оценка по характеру и по счастью дается лишь в сравнении с учениками своего класса. После того как проставлены все цветные черточки, на всех линиях начинается беседа с ребенком, цель которой выяснить соображения ребенка при той или иной оценке так же, как это описано в беседе со взрослыми. Этот простой экспериментальный прием дает возможность выявить самооценку детей, которую можно рассматривать как один из показателей зрелости их личности.
Исследование учащихся вспомогательных школ обнаружило большую степень непосредственности самооценки, отсутствие позиционного тяготения к середине. Никто из умственно отсталых детей не считал себя больным (отметка по здоровью отражала лишь соматические заболевания школьника). В самых младших и в выпускных классах школы (возможно, вследствие гиперкомпенсации) обнаружилась чрезвычайно высокая самооценка по уму, а также по характеру и счастью (выше, чем у школьников соответственных классов массовых школ). Симптом де-Греефа встречался лишь у учащихся 2-х классов вспомогательных школ. Опрос показал крайнюю поверхностность суждений этих детей об уме, характере, счастье.
Приложение 4
Исследование самооценки
(Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн)
Дает возможность судить об уровне притязаний учащегося, его адекватности
Инструкция испытуемому
Ниже нарисованы лестницы, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер, счастье. Если условно на этих лестницах расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы распложаться «самые здоровые», а на нижней «самые больные». По аналогичному принципу расположатся люди на остальных лестницах. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.
1. самые здоровые 1 самые умные
2. очень здоровые 2. очень умные
3. здоровые 3. умные
4. более или менее здоровые 4. более или менее умные
5. среднего здоровья 5. среднего ума
6. более или менее больные 6. более или менее неумные
7. больные 7.неумные
8. очень больные 8. глупые
9. самые больные 9. самые глупые
2. с прекрасным настроением 1. чрезмерно счастливый
3. с хорошим настроением 2. очень счастливый
4. с более или менее хорошим 3. счастливый
характером 4. более или менее счастливый
5. с неплохим характером 5. не очень счастливый
6. с обычным характером 6. мало счастливый
7. с неважным характером 7. иногда несчастливый
8. с плохим характером 8. очень несчастливый
9. с очень плохим характером 9. самый несчастливый
10. с тяжелым характером
Ответьте на вопросы:
1. Каких людей вы считаете здоровыми, умными, с хорошим характером, счастливыми?
2. Каких людей вы считаете больными, глупыми, с плохим характером, несчастливыми?
3. Как вы понимаете здоровье, ум, характер, счастье?
4. Чего вам не хватает, чтобы быть здоровыми, умным, с хорошим характером, счастливым?
Приложение 5
Тест описания поведения К. Томаса
В нашей стране тест адаптирован Н.В. Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.
В своем подходе к изучению конфликтным явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, Гед люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтным ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
Похожие статьи:
Функции групп
В процессе рассмотрения особенностей и структуры социальных групп возникает вопрос: почему люди образуют группы и нередко очень дорожат своим членством в них? Очевидно, что группы обеспечивают удовлетворение тех или иных потребностей обще ...
Число смертей
Такую сложную совокупность, ка население, отдельные элементы которой обладают многими варьирующими признаками (показателями), невозможно изучить без распределения его на отдельные группы. Различного рода группировки населения дают предста ...
Основные тенденции в процессе формирования молодой семьи в современной
России
С конца 1980-х годов в России происходят значительные перемены в процессе формирования семьи, в первую очередь, затрагивающие молодое поколение. Рассмотрим основные тенденции в процессе формирования молодой семьи в современной России.
За ...