ПриложенияСтраница 8
Цели:
- создание психологических портретов каждого участника тренинга;
- отработка умений анализировать свои личностные особенности и особенности других;
- самопознание участников, формирование более адекватного представления участников о себе и других.
Ход занятия: www.culturemass.ru
1. « Зебра»
Назначение:
- самопознание участников;
- формирование более адекватного представления о себе;
- отработка умения анализировать свои личностные особенности и особенности других.
Ведущий предлагает группе обсудить, какие качества личности являются важными в межличностных отношениях, какие личностные особенности мешают в общении друг с другом. Можно заранее приготовить список качеств, важных для общения и мешающих общению, на половинах листа ватмана, а затем дополнить его в процессе обсуждения.
2. Информирование:
Качества, важные для межличностного общения: эмпатия, доброжелательность, аутентичность- умение быть естественным в отношениях; конкретность, инициативность, непосредственность, открытость, принятие чувств, конфронтация, самопознание.
3. Проективный рисунок «Наша группа».
Назначение:
- утверждение чувства групповой поддержки, близости, значимости группы для каждого;
Группа получает лист ватмана, каждый участник – фломастер ( цвета фломастеров не повторяются). Задание: молча, не обмениваясь фломастерами, всем вместе нарисовать свою группу. Затем проанализировать рисунок.
4. Разминка «Сборщики»
Масса всевозможных мелких предметов ( приблизительно в два раза больше, чем участников) разбросана на полу. Участники разбиваются по три человека и берутся за руки. Задача: по сигналу ведущего двумя свободными руками каждой тройке собрать как можно больше предметов. После того, как все предметы собраны, тройка подсчитывает число имеющихся у нее предметов. Объявляются победители.
«Запретный плод»
Выбрать предмет, который будет символизировать «запретный плод». Затем все участники по очереди через взаимодействие с этим предметом показывают, как они ведут себя в ситуации, когда их желание расходится с внутренними или внешними нормами.
5. Задание на самопознание:
Внимательно прочитайте написанные членами группы в дневнике ваши достоинства и недостатки. Опишите в дневнике свои чувства после прочитанного: что удивило, что порадовало, что оказалось неожиданным, чем были возмущены и т.д.
примечание:
в конце занятия предложить каждому участнику оценить по 10-бальной шкале свои ощущения: как понимают меня члены группы, консультант, насколько я сам себя понимаю.
6. Рефлексия. 7. Прощание.
Встреча 10 « Заглянем в будущее»
Цели:
- формирование позитивного восприятия участников;
- создание условий для самостоятельной работы по самосовершенствованию;
- осознание возможных влияний индивидуальных особенностей участников на процесс развития их личности и на жизненный путь в целом.
Ход занятия:
1. «Древо цели»
Назначение:
- формирование умений самостоятельно ставить перед собой цели и определять пути их достижения.
Участникам предлагается обратиться к «целевой зебре» и на свободной станице дневника выписать наиболее значимую проблему. Затем задайтесь вопросом: «А что для этого необходимо?». Вспомните, проанализируйте моменты, когда этой проблемы перед вами не стояло, установите некоторые связи, зависимости. В заключении процедуры ведущий напоминает, что это последняя встреча, то есть членам группы нужно будет работать над собой самостоятельно, и в этом им поможет «Древо целей».
2. «Назови сильные стороны»
Назначение:
- формирование чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе;
- развитие умений думать о себе в позитивном ключе .
Каждый член группы в течение 3-4 минут должен рассказать о своих сильных сторонах – о том, что он любит, ценит и принимает в себе, о том, что дает ему чувство внутренней уверенности, и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера, важно стать точкой опоры в различные моменты жизни. Важно, чтобы говорящий не брал в кавычки свои слова, не отказывался от них, не умалял своих достоинств, чтобы он говорил прямо, без обиняков, безо всяких «ну» и «если» и т.п.
3. «Встреча через 10 лет»
Назначение:
- выявление уровня осознания участниками своих личностных особенностей и возможностей влияния их на развитие личности и на жизненный путь в целом.
Примечание:это одна из самых сильных процедур тренинга и проводить анализ после ее окончания не следует. В ходе подготовки и проведения встречи ведущий по возможности не участвует, реагируя только на прямые вопросы и просьбы к нему. После того, как участники все обсудят и подготовятся у встрече, предложить им выйти за дверь на 10-15 мин. И вжиться в образ себя через 10 лет.
Похожие статьи:
Программа исследования
Информацию, необходимую для проверки выдвинутой нами гипотезы, мы намеревались получить в процессе проведения социологического опроса, во время которого выяснялось субъективное мнение 100 респондентов – учащихся 10–11 классов, а также 10 ...
Социология и история.
Между социологией и историей немало общего. И та и другая науки изучают всё общество, а не только какую-либо одну его часть или сторону. Обе эти науки особое внимание уделяют субъективной стороне исторического процесса. Каждая из этих нау ...
Конфликтный функционализм Льюиса Козера
Льюис Козер известный американский социолог, профессор социологии. Основные работы: «Функции социального конфликта», «Конфликт и консенсус».
Л. Козер концентрирует внимание на позитивных функциях. Вслед за Г. Зиммелем он рассматривает ко ...