Профессионализм специалиста по социальной работе как условие повышения
эффективности его деятельностиСтраница 2
Гностические умения:
1. Оценивать проблемы и потребности клиентов, способы их удовлетворения, эффективность проделанной работы;
2. Идентифицировать и оценивать ситуацию в тех случаях, когда требуется начать или прекратить, усилить, восстановить, защитить отношения между людьми и социальными институтами; www.greatarts.ru
3. Постоянно совершенствоваться в профессии, расширяя базу профессиональных знаний и соблюдая стандарты и этические нормы профессии.
Проектировочные умения:
1. Разрабатывать планы совместных действий с клиентом, включающие
выбор необходимых средств, составление графика работы, формулирование конкретных задач и определение контрольных дат.
Конструктивные умения:
1. Развивать способности, активность клиента в решении имеющихся проблем, преодоление стрессовых ситуаций;
2. Находить и приводить в действие ресурсы, необходимые для удовлетворения потребностей клиентов;
3. Участвовать в создании новых, модифицированных или усовершенствованных систем услуг, ресурсов и возможностей, которые являются более справедливыми, обоснованными и чувствительными
к запросам потребителей услуг, и в устранении тех систем, которые таковыми не являются;
4. Эффективно защищать наиболее дискриминируемых и уязвимых членов сообществ;
5. Способствовать эффективному и гуманному действию систем, обеспечивающих людей услугами, ресурсами и возможностями.
Коммуникативные умения:
1. Устанавливать контакты, проводить интервьюирование, вести переговоры, сотрудничать с представителями смежных профессий;
2. Своевременно предоставлять клиентам необходимую информацию;
3. Вовремя и точно применять вербальные и невербальные коммуникативные приемы, определять время и способы вмешательства, выступать формальным и неформальным лидером.
Организаторские умения:
1. Связывать людей с системами, которые обеспечивают их ресурсами,
2. Создать и развивать официальные и неофициальные сети социальной поддержки человека, содействовать их организационному совершенствованию;
3. Вести необходимые записи и готовить отчеты.
Специализированные умения
- это умения детерминированные профилем профессиональной деятельности социального работника, его специализацией [16].
При характеристике требований к специалисту используются термины "компетенция", "компетентность".
Компетенция - круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом
Компетенция в широком смысле этого слова понимается, как "способность выполнить какую-то задачу или сделать что-то"[19].
Термин "компетентность" является междисциплинарным и используется во многих гуманитарных науках, в том числе и в социальной работе.
Профессиональная компетентность означает: во-первых, соответствие уровня и содержания знаний и умений работника уровню и содержанию выполняемых им должностных обязанностей, предоставляемым правам; во-вторых, наличие у работника прав и обязанностей для выполнения стоящих перед ним задач; в-третьих, умение работника практически действовать, сделать конкретное дело и обеспечивать в работе требуемые результаты.
Ученый Старк и его коллеги определили профессиональную компетентность как сочетание шести различных типов:
1. Концептуальная (научная) компетентность (понимание базовыми профессиональными навыками).
2. Инструментальная компетентность (владение базовыми профессиональными навыками).
3. Интегративная компетентность (способность сочетать теорию и практику).
4. Контекстуальная компетентность (понимание социальной, экономической и культурной среды в которой осуществляется практическая деятельность.
5. Адаптивная компетентность (умение предвидеть изменения, важные для профессии и быть готовым к ним).
6. Компетентность в межличностной коммуникации (умение эффективно пользоваться письменными, устными и другими средствами коммуникации).
Совет по образованию США разработал 10 критериев компетентности социального работника общего профиля, который должен уметь выполнять следующее:
1. Идентифицировать и оценивать ситуацию в тех случаях, когда требуется начать (или прекратить), усилить, восстановить, защитить отношения между людьми и социальными институтами;
2. Разработать план, основанный на оценке проблемы и изучении достигаемых целей и адекватных выборов, и обеспечить его выполнение с целью улучшения благосостояния человека;
3. Развить способности человека в решении проблем, в преодолении стрессов;
4. Связать людей с системами, которые обеспечивают их (людей) ресурсами, услугами и возможностями;
5. Эффективно защищать наиболее дискриминируемых и уязвимых членов сообществ;
6. Способствовать эффективному и гуманному действию систем, обеспечивающих людей услугами, ресурсами и возможностями;
Похожие статьи:
Трудовой конфликт в коллективе
В организациях, учреждениях, в цехе или в отделах нередко возникают трудовые конфликты. Их причины самые разнообразные, но, как правило, его основой являются противоречия. Конфликтующие субъекты (их часто называют агентами конфликтов) ста ...
Прогнозы смертности
В докладе “Население России 1995” приводились некоторые прогнозы ожидаемой продолжительности. В 1996 г. был опубликован прогноз Госкомстата РФ до 2010 г., который приводится в нижеследующей таблице и сравнивается с двумя более ранними про ...
Проектная модель. Характеристика проекта
1. Регистр. номер
2. Тема: Служба развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Шифр
4. Автор Воронов Владимир Николаевич
5. Руководитель Научный руководитель: Кривоносова Л.А., д. соц. н ...