Профессионализм специалиста по социальной работе как условие повышения
эффективности его деятельностиСтраница 4
Исходя из этого, взяв в качестве предмета оценки профессионализм специалиста пол социальной работе, выделим следующие критерии и показатели эффективности его профессиональной деятельности.
Первый критерий - профессиональная позиция специалиста. Ее показателями являются:
1. Осознанное отношение к своей миссии в профессиональной деятельности; www.psychologyrise.ru
2. Организация взаимодействия с клиентом на основе осознанной стратегической цели;
3. Наличие знаний и умений, позволяющих адекватно реагировать на клиента и его ситуацию;
4. Умение руководиться в деятельности этическими и правовыми нормами;
5. Владение способами саморегуляции и самокоррекции.
Второй критерий - осознанность и целенаправленность деятельности оптимальность способов ее осуществления. В качестве показателей по данному критерию выступают:
1. Способность определять и правильно (грамотно) формулировать текущие, промежуточные и стратегические цели деятельности;
2. Умение выделять в соответствии с поставленными целями приоритетные направления работы и определять достаточный и адекватный им набор средств для достижения оптимального результата;
3. Следование в профессиональной деятельности принципам гуманизма; учета индивидуальных и групповых различий клиентов; приоритета предоставления услуг клиенту в соответствии с индивидуальной нуждаемостью; опоры на внутренние резервы клиента; позитивного сотрудничества с клиентом и др.
Третий критерий- уровень сформированности профессиональных знаний и умений. Его можно определить по следующим критериям:
1. Владение на достаточно высоком уровне системой знаний, отраженной в разделе "Должен знать" тарифно-квалифицированной характеристики, постоянное их повышение путем самообразования и участия в мероприятиях по повышению квалификации (семинары, конференции, обмен опытом, конкурсы профессионального мастерства и т.д.)
2. Знание современных технологий социальной работы и умение разрабатывать свои собственные на основе изучения и анализа передового опыта, сложившегося в практике социального обслуживания;
3. Способность без посторонней помощи решать профессиональные задачи различной сложности, налаживать оптимальные деловые и личностные отношения с коллегами, вести конструктивный диалог с клиентом, рефлексировать результаты собственной деятельности;
4. Новаторство в работе, нацеленность на творческую деятельность (специалист следить за новинкой научной и методической литературы, отбирает из нее и чужого опыта все интересное и полезное для эффективности своей деятельности, стремиться выработать профессиональную концепцию своего труда, свою линию поведения в нем).
Четвертый критерий- уровень сотрудничества с коллегами и организациями в социуме. Его показатели:
1. Способность работать в команде в различных ролевых статусах;
2. Готовность учиться у своих коллег и сотрудников других родственных по целям и задачам учреждений и при необходимости передать знания и умения;
3. Готовность в случае необходимости прийти на выручку, заменить коллегу по работе;
4. Стремление к объединению расширению позитивного опыта сотрудничества.
Таким образом, основание профессионализма – обширные и глубокие профессиональные знания, умения и навыки, качества и свойства личности, без которых эффективная деятельность невозможна.
Итак, профессионализм специалиста по социальной работе как ведущая составляющая социальной работы один из необходимых предметов оценки при определении результата его деятельности.
Похожие статьи:
Основы технологии социального проектирования. Основания
выделения разновидности социальных проектов при выборе технологии их разработки
и реализации
В современной социологии описаны многие разновидности социального проектирования. Однако недостаточно изучены основания выделения разновидностей социальных проектов, технологий их разработки и реализации. В социологической литературе выде ...
Этническая общность. Этнос. Народ. Нация. Этническая
общность
Этническая общность – это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием.
Общность территории – важнейшее условие формирования всех типов этносов. Причем, будучи условием становления ...
Дезадаптация несовершеннолетних правонарушителей
как социально-педагогическая проблема
Согласно ст. 87 Уголовного кодекса России, несовершеннолетними правонарушителями признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Несовершеннолетний возраст в раздел ...