Профессионализм специалиста по социальной работе как условие повышения
эффективности его деятельностиСтраница 3
7. Активно участвовать в создании новых, модифицированных или совершенствованных систем услуг, ресурсов и возможностей, которые являются более справедливыми, основанными и чувствительными к запросам потребителей услуг, и в устранении тех систем, которые не являются справедливыми;
8. Оценить эффективность проделанной работы; www.psychologyland.ru
9. Постоянно совершенствоваться в профессии, расширяя базу профессиональных знаний и соблюдая стандарты и этические нормы профессии;
10. Содействовать совершенствованию службы [27].
Среди различных типов компетентности коммуникативная компетентность занимает одно из ведущих мест. Это способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в социуме. В ее состав входят:
1. Умение ориентироваться в социальных ситуациях;
2. Умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей;
3. Умение выбрать и реализовать адекватные способы взаимодействия [1].
Компетентность обеспечивается базовым образованием, самообразованием в процессе практической деятельности. Формированию компетентности способствует также изучение и заимствование чужого опыта (отечественного и зарубежного), обучение на курсах, участие в семинарах, конференциях по проблемам социальной работы и т.д. поддерживаемые таким образом знания и умения обеспечивают высокое качество труда социального работника и его результатов.
Профессионализм и профессиональная компетентность – как ведущие
слагаемые социальной работы - базируются и формируются не только на основе знаний и умений, но и личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентаций и интересов специалиста по социальной работе. Исследователи выделяют три группы качеств специалиста по социальной работе:
1. Психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;
2. Психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование специалиста по социальной работе как специалиста – профессионала;
3. Психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния [29].
Роль личностных качеств специалиста по социальной работе, несомненно, велика в его профессиональной деятельности. На специалиста по социальной работе возлагается особая миссия, которую он может выполнить только при условии формирования особых профессиональных и личностных качеств. Итак, к характеристикам профессионализма в целом относятся:
высокая продуктивность, высокий уровень квалификации, владение современными знаниями и современными способами решения профессиональных задач, стабильность высоких показателей качества работы, профессиональная компетентность.
Каждая профессия обладает системой ценностных предпочтений, которые задают цель, смысл и направление деятельности специалистам, работающим на той или иной сфере.
Ученые выделяют четыре уровня ценностей специалиста по социальной работе:
1. Высокий уровень – экзистенциальные ценности, идеологическая основа профессии;
2. Первый уровень ценности- цели; подчиненность ценностей первого уровня экзистенциальным ценностям обеспечивает гуманистический характер профессиональной деятельности через регуляцию ее целостного компонента;
3. Второй уровень ценности-принципы, в которых отражена подчиненность процессуального компонента профессиональной деятельности гуманистической идеологии профессии;
4. Третий уровень ценности-нормы обусловлены более высоким уровнем ценностей и определяют гуманистический характер поведенческого компонента [21].
В социальной работе профессиональные ценности ориентируют специалиста по социальной работе на выполнение определенных обязанностей, на ответственность за свою профессиональную деятельность.
Среди специфических ценностей специалистов по социальной работе как профессиональной группы приоритетными считаются:
1. Стремление к преимуществу индивида по отношению к обществу;
2. Признание права каждого человека на поддержку общества, когда он уязвим или ему грозит беда, права на уважительное отношение, право на самоопределение, на ошибку;
3. Уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом;
4. Готовность к передаче знаний и умений другим;
5. Уважение индивидуальных и групповых различий;
6. Стремление к развитию способностей подопечного помогает себе самому;
7. Ответственность каждого человека за свои действия и др.
Специфические ценности современной российской социальной работы являются одним из основных источников, лежащие в основе этических нормативов социальной работы в нашей стране, отраженных в Кодексе этики специалиста по социальной работе. Требования, предъявляемые к специалисту в профессиональном кодексе, могут быть условно сведены к двум группам: требования к качеству, содержанию и результатам профессиональной деятельности; требования к личности профессионала.
Похожие статьи:
Отслеживание эффективности работы тренинговой группы с подростками
Психологические тренинги характеризуются большим разнообразием и могут быть классифицированы по различным основаниям. Если классифицировать психологические тренинги в зависимости от целей, их можно условно расположить в континууме от тр ...
Понятие вариации, показатели ее характеризующие
Вариация – это колеблемость значений признака у отдельных единиц совокупности. Большинство статистических закономерностей проявляется через вариацию.
Вариации в статистике проявляются двояко, либо через изменения значений признака у отде ...
Трудовой коллектив как социальная общность и социальная организация
Трудовая деятельность, как уже отмечалось, может быть индивидуальной и групповой. Групповая деятельность, особенно на крупных предприятиях, в акционерных обществах, по форме не может быть никакой иной, кроме коллективной.
Трудовой коллек ...