ПриложенияСтраница 2
, больше идей
§ Предложенные идеи не критиковать
§ Предлагать идеи по заданной
теме
§ Записывать
все идеи
§ Не использовать жаргона
V.
Семейная система
: функции, структура, динамика.
1. Мозговой штурм "Что такое семья?"
Семья
– совокупность близких родственников, живущих вместе.
(Толковый словарь Даля)
Семья
– малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении и связанная с общностью быта, отношениями взаимопомощи и взаимной ответственности.
Функция
– это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для членов семьи и ее родственников, но и для общества в целом.
2. Мозговой штурм "Функции семьи"
Основными функциями семьи являются:
¿ Порождение и воспитание детей.
¿ Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций семьи, общества.
¿ Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего Я, эмоциональном тепле и любви.
¿ Создание условий для развития личности всех членов семьи.
¿ Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.
¿ Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.
¿ Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникаций с ними.
¿ Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
¿ Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.
¿ Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.
¿ Рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с близких людей стрессовых состояний.
3.Структура семьи.
Структура семьи – состав семьи и число ее членов, а так же совокупность их взаимоотношений.
Существует множество вариантов состава или структуры семьи.
Ø "Нуклеарная семья" состоит из мужа, жены и их детей;
Ø "пополненная семья" - увеличенный по своему составу союз – супружеская пара и их дети плюс родители других поколений, живущие вместе или в тесной близости друг от друга;
Ø "смешанная семья" является перестроенной семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей;
Ø "семья родителя-одиночки" является семьей с одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен.
Нарушение структуры семьи препятствует выполнению семьей своих функций.
4. Мозговой штурм " Динамика (жизненный цикл) семьи"
Е. Дюваль подразделил жизненный цикл на восемь стадий:
Стадия жизненного цикла |
Характеристика/ задачи стадии |
Переходный |
Новообразования |
период | |||
0 1 |
Вовлечение. Встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение. Супружеские пары без детей. Сформировать брачные отношения, удовлетворяющие обоих супругов; урегулировать вопросы, касающиеся желания иметь детей; войти в круг родственников. |
0 - 1 |
Принятие на себя супружеских обязательств |
2 |
Появление детей (возраст ребенка до 2,5 лет. Адаптация к присутствию ребенка, забота о правильном развитии младенцев; организация семейной жизни, удовлетворяющей как родителей, так и детей. |
1 – 2 |
Освоение супругами родительских ролей |
3 |
Семья с детьми-дошкольниками (возраст старшего ребенка от 2,5 до 6 лет). Адаптация к основным потребностям и склонностям детей с учетом необходимости содействия их развитию; преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства. |
2 - 3 |
Принятие факта появления в семье ребенка |
4 |
Семьи с детьми-младшими школьниками (возраст старших от 6 до 13 лет). Присоединение к семьям с детьми школьного возраста; побуждение детей к достижению успехов в учебе. |
3 – 4 |
Включение детей во внешние социальные структуры (детские учреждения) |
5 |
Семьи с подростками (старший ребенок от 13 до 20 лет). Установление в семье равновесия между свободой и ответственностью; создание у супругов круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями, и решением проблем карьеры. |
4 – 5 |
Принятие того факта, что ребенок стал подростком |
6 |
Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет дом). Ритуал освобождения молодых людей от родительской опеки; сохранение духа поддержки как основы семьи. |
5 – 6 |
Экспериментирование семьи с независимостью подростка |
7 |
Средний возраст родителей (от "пустого гнезда" до ухода на пенсию). Перестройка супружеских отношений, поддержание родственных связей со старшим и младшим поколением. |
6 -7 |
Уход детей из семьи, когда супруги снова сталкиваются с необходимостью остаться вдвоем |
8 |
Старение (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов). Адаптация к уходу на пенсию, решение проблем утраты и одинокой жизни, сохранение семейных связей и адаптация к старости. |
7 - 8 |
Принятие факта ухода на пенсию и старости |
Похожие статьи:
Социально-правовая защита как условие постинтернатной адаптации и
последствия содержания детей в сиротских учреждениях
Существенной государственной поддержкой для детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа в возрасте до 23 лет является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной под ...
Междисциплинарный подход в исследовании социализации
Процесс социализации традиционно является объектом пристального внимания зарубежных и отечественных исследователей.
Понятие социализации впервые было разработано в конце 40-х - начале 50-х годов в трудах американских социальных психолого ...
Объект социологии
Конт был одним из мыслителей, открывших социальную реальность и внесших важный вклад в ее понимание. Некоторые представления о ней, которые он разработал, стали затем парадигмальными и получили дальнейшее развитие в социологии.
Главное у ...