Роль и место пенсионного страхования в системе социальной защиты населения.
Эволюция пенсионного обеспеченияСтраница 2
В последующие годы большинство западноевропейских стран сформировало системы пенсионного страхования, ориентированные на германскую модель; англосаксонские страны (за важным исключением США) и страны Северной Европы в большей степени шли по пути, проложенному Данией и Новой Зеландией.
Эти две системы решали разные задачи. Германская была ориентирована на сохранение социального статуса работающего после выхода на пенсию. Датская, впоследствии введенная в Англии, — на ограничение бедности [25, c.50].
В XX в. происходило постепенное сближение пенсионных систем развитых стран.
Там, где они были основаны на страховых взносах (Германия), вводились гарантии минимальной пенсии, не зависящие от предшествующих взносов.
Система социального обеспечения в США зародилась в виде агентств, организованных и финансируемых в каждом штате местными властями.
Комитет по оказанию помощи бедным, образованный из избранных местных представителей, организовывал нуждающимся "помощь для жизни дома" или "вне дома", открывал при необходимости дома для бедных, устраивал проживание в других семьях, нарушителей общественного порядка, бродяг по решению мирового судьи направлял в местные тюрьмы.
Система такого рода агентств на рубеже Х1Х-ХХ вв. была достаточно беспорядочной, программы и спонсоры постоянно менялись, их попытки решить проблемы бедности были тщетны. В 20-х гг. XX в. в отдельных штатах возникли системы частного страхования, к началу 30-х гг. они существовали в 28 штатах.
В современные пенсионные системы встроена тенденция к увеличению расходов.
Те системы, которые создавались как сравнительно экономичные, требующие лишь скромных взносов для их финансирования, становятся обременительными. Решение проблемы может быть осуществлено разными путями, в частности:
— повышением пенсионного возраста;
— увеличением налога на социальное страхование;
— стимулированием и координацией деятельности негосударственных социальных фондов, общественных объединений по поддержанию условий жизнедеятельности престарелых граждан и инвалидов;
— государственным поощрением заботы о не трудоспособных в семье.
Поэтому в отдельных странах размеры взносов работников и работодателей повышаются, отражая меняющуюся демографическую картину.
В свою очередь, увеличение налогов на заработную плату стимулирует занятость в неформальном секторе, рост безработицы.
По мере формирования Российского государства попечение и заботливое внимание к "служивым" усиливалось, рост роли военных в укреплении государства сопровождался расширением их привилегий. Забота о раненых ставится на все более прочную законодательную основу.
В царской грамоте Михаила Федоровича (1633) полковым воеводам предписывалось обеспечивать медицинский осмотр раненых силами лекарей, выдавать раненым воинам на лечение 3—4 руб. в месяц.
Алексей Михайлович в 1663 г. принимает указ о назначении раненым "лечебных" денежных выплат с учетом тяжести полученного ранения, сословной принадлежности и положения в военной иерархии. Максимальный размер денежных выплат составлял 9 руб., минимальный — 1 руб. 50 коп.
Царским указом 1689 г. денежное пособие за тяжелое ранение высшему начальству было увеличено до 12 руб., остальные категории тоже получили прибавку. Все это представляло собой зародышевую форму пенсий по инвалидности.
В петровские времена внимание к увечным, раненым и престарелым воинам усилилось.
Законодательные акты Петра I содержали в себе обязательство государства оказывать помощь раненым и инвалидам за счет государственного бюджета. В этот период появились первые в России военные госпитали и инвалидный дом для увечных воинов. По распоряжению Петра I повинность содержания отставных офицеров и солдат была возложена на все монастыри, где они должны были получать жалованья денежное и хлебное из монастырских доходов в размере уровня военнослужащих гарнизонов губерний по месту нахождения обители. В 1720г. Петр I утвердил положение, согласно которому вдовам убитых и умерших воинов устанавливалось государственное пособие в размере восьмой части годового жалованья мужа, а детям — в размере двенадцатой части. При этом женам в возрасте до 40 лет пособие выплачивалось единовременно, а старше 40 лет — ежегодно до кончины, вышедшим замуж повторно пособие не выплачивалось. Детям выплата производилась: мальчикам — до достижения 10 лет, девочкам — до 15 лет. В после петровские времена такие традиции продолжались и развивались.
Похожие статьи:
Технология социальной работы
Технология (от греч.- учение о мастерстве) – система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.
Социальные технологии – это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социал ...
Функции заработной платы с точки зрения фирмы
Заработная плата представляет собой вознаграждение фирмы работающим по найму за произведенную ими работу или за ожидаемый от них трудовой вклад. Фактически фирме приходится нести более высокие расходы на содержание персонала в сравнении с ...
Социальная политика в России
В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и ее проблемы были отодвинут ...