Роль и место пенсионного страхования в системе социальной защиты населения.
Эволюция пенсионного обеспеченияСтраница 3
В 1803 г. в России был принят первый устав о пенсиях. Военнослужащие по пенсионному обеспечению подразделялись на два класса.
Зарождение и развитие государственной системы социального обеспечения населения в России непосредственно связано с революционными преобразованиями 1917г., постепенным установлением нового уклада жизни.
Затянувшаяся война, экономическая разруха, политический хаос в стране еще более усугубили тяжелое материальное положение основной массы населения. Количество граждан, нуждающихся в призрении, возрастало.
Образованное в мае 1917 г. постановлением Временного правительства Министерство государственного призрения было призвано стать главным руководящим органом дела призрения в масштабах страны. Однако существенно поправить организацию призрения Временное правительство не сумело.
Радикальные преобразования в области обеспечения нетрудоспособных, престарелых и попавших в нужду людей стали осуществляться лишь после победы Октябрьской социалистической революции. 13 ноября 1917 г. было обнародовано правительственное сообщение о социальном страховании. В нем говорилось, что рабоче-крестьянское правительство приступает к изданию Декретов о полном социальном страховании на основе рабочих страховых лозунгов:
1. Распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также городскую и сельскую бедноту, а также городскую и сельскую бедноту.
2. Распространение страхования на все виды потери трудоспособности, на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства и сиротства, а также безработицы.
3. Возложение всех расходов по страхованию целиком на предпринимателей.
4. Возмещение по меньшей мере полного заработка в случае граты трудоспособности и безработицы.
5. Полное самоуправление застрахованных во всех страховых организациях [32, c.123].
Следует отметить, что хотя некоторые положения намеченной программы в силу ряда обстоятельств не сразу получили полное развитие, но в целом она стала последовательно осуществляться.
Одним из первых декретов (от 21 ноября 1917г.) были увеличены вдвое пенсии рабочим, пострадавшим от несчастных случаев, пенсионируемых еще на основе царского закона от 23 июня 1912г. При этом увеличение размера пенсии касалось всех пострадавших от несчастных случаев независимо от того, по какому закону им была назначена и какие учреждения пенсию выплачивали. Право на пенсию от несчастных случаев впервые приобретали все трудящиеся независимо от места работы.
Страховые фонды на выплату пенсий и пособий в этот период полностью формировались за счет взносов предприятий, учреждений и лиц, пользующихся трудом страхуемых, без взносов самих застрахованных. В последующем сущность социального страхования во многом изменилась. В основу ее были положены уже не только принципы страхования определенных рисков (увечье, болезнь и т. д.), но и обеспечение нормального уровня жизни трудящегося в случае утраты им трудоспособности.
В 1924 г. в стране было введено пенсионное обеспечение
за выслугу лет для научных работников и преподавателей рабфаков.
При социальном стаже не менее 1О лет и достижении 65 лет им были предусмотрены также пенсии по старости.
В 1925 г. установлены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ, руководителей изб-читален, библиотекарей, педагогов детских домов и некоторых других специалистов. В 1927 г. вводится пенсионное обеспечение лиц, которым присвоено звание Героев труда. Они были выше обычных пенсий; в случае смерти право на пенсию приобретали члены семьи, находившиеся на его иждивении. Впервые годы Советской власти приоритетным было пенсионное обеспечение инвалидов и членов их семей.
Уровень социального обеспечения существенно повысился в годы первой пятилетки. Коллегией Нарком труда РСФСР, а затем Госпланом РСФСР был принят перспективный план развития социального страхования на 1928-1933 гг., в соответствии с которым намечалось к концу пятилетки увеличить расходы на пенсии по инвалидности лицам из числа работающих по найму почти в 3 раза. Контрольные цифры по социальному обеспечению были включены в пятилетний план развития народного хозяйства. Социальные проблемы инвалидов и возможности их решения самым тесным образом были связаны с организацией врачебной экспертизы их трудоспособности. В первое время после Октябрьской революции 1917 г. этой деятельностью занимались временные врачебные комиссии при больницах. После издания ряда декретов о социальном страховании и социальном обеспечении, с ростом численности застрахованных лиц стали меняться подходы, принципы определения утраты их трудоспособности. Служба врачебной экспертизы неоднократно переходила из одного ведомства в другое, менялись и расширялись ее функции. Положением о социальном обеспечении трудящихся от 31 октября 1918г. были созданы бюро врачебной экспертизы трудоспособности в ведении органов народного комиссариата труда, классификация инвалидности состояла из 5 групп.
Похожие статьи:
Факторы детерминации общественного мнения
Когда же возникает общественное мнение? Какие факторы детерминируют его появление и функционирование? Как утверждает большинство ученых, занимающихся исследованием этого феномена, таких факторов несколько, но важнейшими являются социальны ...
Правовая основа государственной политики в области образования. Принципы государственной
политики в области образования
Современное образование – это одно из средств решения важнейших проблем не только общества, но и отдельных индивидов. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также кул ...
Социальная поддержка детей- инвалидов.
На начало 2005 года в органах социальной защиты населения состояло на учете 4728 детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальную пенсию.
В структуре причин детской инвалидности преобладают врожденные аномалии, деформации и ...