Роль и место пенсионного страхования в системе социальной защиты населения.
Эволюция пенсионного обеспеченияСтраница 6
В период 1992-1994 гг. Президентом РФ был издан ряд указов, регулирующих данные вопросы.
Пенсионная система, сложившаяся в России на основе Закона 1990 г., к середине 90-х гг. исчерпала возможности своего развития и начала требовать перманентной "подгонки" к изменяющимся условиям экономической и социальной жизни. Эту цель преследовали многочисленные изменения и дополнения Закона 1990 г. в период 1991-2008 гг.
Законодательная база пенсионного обеспечения в 2007 г. насчитывала свыше 50 основных федеральных нормативных правовых актов. Подавляющее большинство пенсионеров (37,8 млн человек) обеспечивалось пенсиями в соответствии с Законом 1990 г. Кроме того, 1,8 млн человек (военнослужащие, государственные служащие, лица, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС, и некоторые другие категории пенсионеров) получали пенсию на основании других законодательных актов.
К сожалению, реалии экономической жизни страны оказались таковыми, что многое из того, что приближало нас к пенсионному страхованию, оказалось сведенным на нет и пенсионное обеспечение стало приобретать уравнительное лицо. В частности, серьезным недостатком сложившейся в 1993-1994 гг. системы пенсионного обеспечения в России был вопрос, связанный с максимальной пенсией, которая не могла быть выше, чем в три раза, минимальной пенсии, а для лиц, имевших неблагоприятные условия труда, — 3,5 ее размера. Минимальная пенсия была крайне низка — в конце 1996г. (без Компенсационной доплаты) она составляла 26% официального прожиточного минимума пенсионера.
С учетом всех надбавок и льгот максимальная пенсия без компенсационной выплаты превышала прожиточный минимум пенсионера лишь на 15% Дифференцированная компенсационная доплата к пенсии впервые введенная Указом Президента РФ в мае 1995 г., была наибольшая для тех, кто получал пенсию в минимальном размере, и наименьшая для тех, у кого пенсия была максимальной; подняла фактическую минимальную пенсию до 85% прожиточного минимума.
Это привело к фактическому нивелированию дифференциации трудовых пенсий последних лет назначений. Однако и реальное содержание пенсий продолжало устойчиво снижаться, реальные доходы пенсионеров продолжали падать, что подтверждало необходимость ускорения пенсионной реформы [25, c.90].
В 1995 г. постановлением Правительства РФ от 7 августа № 790 была утверждена Концепция реформы систем пенсионного обеспечения в РФ. Концепция предусматривала формирование многоуровневой пенсионной системы, которая наиболее широко применяется в практике развитых зарубежных стран.
При этом в качестве базовой пенсии предлагалось принять уровень социальной пенсии. Предполагалось, что базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах с учетом прожиточного минимума пенсионера в зависимости от степени утраты трудоспособности и не могут выплачиваться работающим гражданам.
На переходном этапе базовая часть будет представлять часть трудовой пенсии. Второй уровень должна была занимать трудовая (страховая) пенсия, которая предполагает соответствие условий предоставления и размеров пенсий объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица.
Данное участие выражается в продолжительности страхования и величине взносов.
Трудовые пенсии должны предоставляться всем лицам, работающим по найму, и другим категориям населения, охваченным обязательным пенсионным страхованием.
'Третий уровень в пенсионном обеспечении должны составлять негосударственные пенсии.
В пенсионной системе РФ они рассматриваются как дополнительные к государственному.
В 1997г. Был принят Федеральный закон от 21июля № 113-ФЗ «0 порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», который ввел новый порядок исчисления пенсии на основе расчета индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП), который зависит: от величины стажа (выраженного в процентах к заработку), размера среднемесячного заработка пенсионера (на момент расчета или перерасчета) и размера среднемесячной заработной платы в стране за определенный период (за который исчисляется среднемесячный заработок пенсионера).
Данный Закон не отменял действие принятого ранее законодательства, в частности Закона 1990 г., а дополнял уже действующие нормы [25, c.86].
Вопросы, связанные с трудовым стажем, регулируются Законом 1990 г.; положения о страховом стаже содержатся в Федеральном законе от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", который создал основу новой инфраструктуры пенсионной системы, обеспечивший создание информационной базы об уплате страховых взносов по всем работающим.
Похожие статьи:
О чем спрашивают при переписи
При проведении переписи люди отвечают на вопросы заранее разработанного переписного листа. Вопросы переписного листа, так называемая программа переписи, создается из необходимости получения информации для удовлетворения потребностей в ней ...
Безработица. Её причины и виды.
Таким образом, на базе вышеизложенного я попытаюсь сконструировать свою точку зрения по поводу трактовки безработицы. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее. К безработным, согл ...
Субъект и объект манипуляции
Одна из характерных черт современной эпохи – стремительно возрастающий поток информации, который человеку необходимо воспринять, освоить и применить для решения нередко очень сложных задач, и человек, принимающий решения, становится как с ...