Роль и место пенсионного страхования в системе социальной защиты населения.
Эволюция пенсионного обеспеченияСтраница 4
Декрет о социальном обеспечении инвалидов от 8 декабря 1921 г. ввел шести групповую классификацию инвалидности. Сущность такой классификации выражалась в следующем:
I группа — инвалид не только не способен ни к какой профессиональной работе, но нуждается в посторонней помощи для удовлетворения собственных нужд;
II группа — инвалид не способен ни к какой профессиональной работе, но может обходиться без посторонней помощи;
III группа — инвалид не способен ни к какой регулярной профессиональной работе, но может в некоторой степени добывать себе средства к существованию случайными и легкими работами;
IV группа — инвалид не может продолжать свою прежнюю профессиональную деятельность, но может перейти на новую профессию более низкой квалификации;
V группа — инвалид должен отказываться от прежней профессии, но может найти новую профессию такой же квалификации;
VI группа — возможно продолжение прежней профессиональной работы, но только с пониженной производительностью.
Такая классификация получила наименование "рациональной", ибо в основу определения каждой группы была положена возможность инвалида выполнять ту или иную профессиональную работу.
С 1936 г. Конституция СССР право на материальное обеспечение в случаях утраты трудоспособности распространила на обеспечение каждого гражданина независимо от его социального положения. Были отменены ограничения классового характера в пенсионном обеспечении по государственному социальному страхованию, установленные для граждан, ранее лишавшихся избирательных прав (служащие уравнивались в правах с рабочими). Преимущественными основаниями для социального обеспечения явились: старость, болезнь, инвалидность, утрата кормильца. Материальную основу осуществления важнейших конституционных прав советских граждан, в том числе и права на социальное обеспечение, составляли общественные фонды потребления.
В 1980-е гг. система социального обеспечения характеризуется, прежде всего тем, что она являлась составной частью программы повышения благосостояния советского народа. По мере роста и укрепления социалистической экономики в нашей стране постоянно возрастала средняя заработная плата рабочих и служащих, доходы колхозников, а поскольку пенсии исчислялись из заработка, то это оказывало непосредственное влияние на их увеличение и тем самым на улучшение материальной обеспеченности пенсионеров. Средняя заработная плата рабочих и служащих в 1975 г. составила 145,8 руб., в 1976г. —154 руб.,в 1978г.— 160 руб.; колхозников в 1976г.— 116руб. Для советской системы социального обеспечения был характерен высокий уровень обеспечения пособиями и пенсиями по отношению к прежнему заработку.
Так, в 1988 г. средние размеры пенсий по стране у рабочих и служащих составили86 руб., а у колхозников — 54 руб. в месяц. Кроме того, не было непосредственной связи между трудовым вкладом и назначенной пенсией.
В начале 90-х гг. в России началась эпоха радикальных экономических реформ, среди которых пенсионная реформа занимает одно из ключевых мест наряду с реформой форм собственности и приватизацией, реформой системы государственного управления экономикой. Социалистическая система Государственного пенсионного обеспечения была заменена на систему государственного пенсионного страхования, основанную на солидарно-распределительных принципах.
В РСФСР, одной из республик в составе СССР, 20 ноября 1990 г. был принят новый Закон РСФСР № 340-1 " О государственных пенсиях в РСФСР", который был подготовлен на основе Закона СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР". В последующем в Закон вносились многочисленные изменения и дополнения. Наиболее существенные изменения прежнего порядка пенсионного обеспечения состояли в том, что была создана единая система независимо от характера трудовой и иной общественно полезной деятельности. Этот Закон охватил лиц, работающих по трудовому договору, членов колхозов, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и других категорий граждан, подлежащих государственному социальному страхованию [46, c.45].
Одна из главных целей реформы заключалась в преодолении уравнительного подхода в пенсионном обеспечении. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения были признаны труд и его результаты. В Законе закреплены механизмы: осовремеаивания заработка старых пенсионеров, дифференциации размера пенсий с учетом продолжительности трудового стажа (увеличение пенсии на 1% за каждый год стажа сверх требуемого, но не более чем на 20%); исчисления пенсий из среднемесячного заработка за полные 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности, индексаций или компенсации в связи с повышением стоимости жизни и др.
Похожие статьи:
Минимальные размеры оплаты труда в Швеции
Минимальный размер зарплаты согласно данным государственного института урегулирования трудовых споров в Швеции составляет 11 195 шведских крон. Установленный законом минимальный уровень зарплаты, по всей видимости, будет выше. Скорее всег ...
Методы противодействия межличностным манипуляциям. Правила
поведения для защиты от манипуляций
1. Сокращение контактов: меньше бывать в зоне контакта с манипулятором или потенциальным манипулятором.
2. Уход от захвата: важный этап в манипуляции – захват внимания собеседника, его присоединение. Пока захват не произошел ему надо соп ...
Пенсии за выслугу лет. Условия назначения.
Государственные пенсии в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с настоящим Законом. Изменение условий и норм пенсионного обеспечения осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Закон.
Если ...