Роль и место пенсионного страхования в системе социальной защиты населения.
Эволюция пенсионного обеспеченияСтраница 4
Декрет о социальном обеспечении инвалидов от 8 декабря 1921 г. ввел шести групповую классификацию инвалидности. Сущность такой классификации выражалась в следующем:
I группа — инвалид не только не способен ни к какой профессиональной работе, но нуждается в посторонней помощи для удовлетворения собственных нужд;
II группа — инвалид не способен ни к какой профессиональной работе, но может обходиться без посторонней помощи;
III группа — инвалид не способен ни к какой регулярной профессиональной работе, но может в некоторой степени добывать себе средства к существованию случайными и легкими работами;
IV группа — инвалид не может продолжать свою прежнюю профессиональную деятельность, но может перейти на новую профессию более низкой квалификации;
V группа — инвалид должен отказываться от прежней профессии, но может найти новую профессию такой же квалификации;
VI группа — возможно продолжение прежней профессиональной работы, но только с пониженной производительностью.
Такая классификация получила наименование "рациональной", ибо в основу определения каждой группы была положена возможность инвалида выполнять ту или иную профессиональную работу.
С 1936 г. Конституция СССР право на материальное обеспечение в случаях утраты трудоспособности распространила на обеспечение каждого гражданина независимо от его социального положения. Были отменены ограничения классового характера в пенсионном обеспечении по государственному социальному страхованию, установленные для граждан, ранее лишавшихся избирательных прав (служащие уравнивались в правах с рабочими). Преимущественными основаниями для социального обеспечения явились: старость, болезнь, инвалидность, утрата кормильца. Материальную основу осуществления важнейших конституционных прав советских граждан, в том числе и права на социальное обеспечение, составляли общественные фонды потребления.
В 1980-е гг. система социального обеспечения характеризуется, прежде всего тем, что она являлась составной частью программы повышения благосостояния советского народа. По мере роста и укрепления социалистической экономики в нашей стране постоянно возрастала средняя заработная плата рабочих и служащих, доходы колхозников, а поскольку пенсии исчислялись из заработка, то это оказывало непосредственное влияние на их увеличение и тем самым на улучшение материальной обеспеченности пенсионеров. Средняя заработная плата рабочих и служащих в 1975 г. составила 145,8 руб., в 1976г. —154 руб.,в 1978г.— 160 руб.; колхозников в 1976г.— 116руб. Для советской системы социального обеспечения был характерен высокий уровень обеспечения пособиями и пенсиями по отношению к прежнему заработку.
Так, в 1988 г. средние размеры пенсий по стране у рабочих и служащих составили86 руб., а у колхозников — 54 руб. в месяц. Кроме того, не было непосредственной связи между трудовым вкладом и назначенной пенсией.
В начале 90-х гг. в России началась эпоха радикальных экономических реформ, среди которых пенсионная реформа занимает одно из ключевых мест наряду с реформой форм собственности и приватизацией, реформой системы государственного управления экономикой. Социалистическая система Государственного пенсионного обеспечения была заменена на систему государственного пенсионного страхования, основанную на солидарно-распределительных принципах.
В РСФСР, одной из республик в составе СССР, 20 ноября 1990 г. был принят новый Закон РСФСР № 340-1 " О государственных пенсиях в РСФСР", который был подготовлен на основе Закона СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР". В последующем в Закон вносились многочисленные изменения и дополнения. Наиболее существенные изменения прежнего порядка пенсионного обеспечения состояли в том, что была создана единая система независимо от характера трудовой и иной общественно полезной деятельности. Этот Закон охватил лиц, работающих по трудовому договору, членов колхозов, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и других категорий граждан, подлежащих государственному социальному страхованию [46, c.45].
Одна из главных целей реформы заключалась в преодолении уравнительного подхода в пенсионном обеспечении. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения были признаны труд и его результаты. В Законе закреплены механизмы: осовремеаивания заработка старых пенсионеров, дифференциации размера пенсий с учетом продолжительности трудового стажа (увеличение пенсии на 1% за каждый год стажа сверх требуемого, но не более чем на 20%); исчисления пенсий из среднемесячного заработка за полные 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности, индексаций или компенсации в связи с повышением стоимости жизни и др.
Похожие статьи:
Описание проекта "Правовой десант – защита прав инвалидов и
малоимущего населения Красноярского края"
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
:
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Обеспечение минимально-необходимого уровня правовой грамотности у инвалидов и малоимущих жителей отдаленных территорий Красноярского края и г. Красноярска, через взаимодействие молодых спец ...
Особенности социальной мобильности в открытых и закрытых общностях
Перемещение индивидов в системе социальной стратификации с одного слоя на другой называется социальной мобильностью. Имеется по крайней мере две основные причины существования в обществе социальной мобильности. Во-первых, общества меняютс ...
Разработка и реализация программы занятий по трудотерапии с инвалидами,
проживающими в психоневрологическом интернате
Трудовая терапия в психоневрологическом интернате носит специфический характер. Практическая значимость программы по трудовой терапии инвалидов состоит в организации их трудовой занятости и общественно полезной деятельности.
Категория кл ...