Роль и место пенсионного страхования в системе социальной защиты населения.
Эволюция пенсионного обеспеченияСтраница 5
Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" был задуман как страховой закон. По существу, он стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в полностью автономную систему. В нем последовательно и достаточно четко были закреплены в жизнь принципы обязательного пенсионного страхования, определены на законодательном уровне условия формирования Пенсионного фонда России.
Главными особенностями Закона 1990 г. были:
— ярко выраженная социальная направленность с сохранением всех предыдущих государственных обязательств;
— дальнейшее расширение списка льготных категорий граждан для более раннего выхода на пенсию;
— введение социальных пенсий для лиц, не имеющих трудового стажа;
— установление размера пенсии, в равной степени зависящего от предыдущего заработка и трудового стажа, и многое другое, связанное с формой расчетов пенсионных выплат. Главным новшеством было введение выплат полного размера пенсии всем работающим пенсионерам без исключения.
В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначались следующие базовые виды пенсий:
• по старости (по возрасту);
• по инвалидности;
• по случаю потери кормильца;
• за выслугу лет.
На льготных основаниях пенсия устанавливалась также в связи с работой в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях: мужчинам с 55 лет, женщинам с 50 лет [46, c.70].
Таким образом, Закон 1990 г. закрепил единую пенсионную систему в стране, охватившую все категории трудящихся и все население.
Для практического осуществления всего комплекса правовых, организационных и экономических условий, необходимых для пенсионного страхования, был создан Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — специализированное финансово-кредитное учреждение, основная функция которого заключается в финансировании выплаты всех видов государственных пенсий.
Организационно была сохранена прежняя форма управления деятельностью по назначению и выплате государственных пенсий через государственные органы социального обеспечения (в последующем — социальной защиты населения).
Важнейшим условием взаимоотношений ПФР и государственного бюджета являлся полный отказ от бюджетных дотаций. Формирование собственных источников финансирования должно было достигаться улучшением собираемости взносов на указанные цели.
Финансирование всех видов трудовых пенсий с 1991 г. в российской Федерации стало осуществляться за счет страховых взносов, а социальных пенсий, пенсий военнослужащих срочной службы и некоторых других видов пенсионных выплат — за счет федерального бюджета. Выплаты пособий финансировались в соответствии с действующим законодательством, осуществлялись через соответствующие органы социального обеспечения. Переориентация каналов поступления финансовых ресурсов на пенсионные цели, преимущественное использование страховых методов имели глубокое экономическое содержание и социальные последствия для развития рыночных отношений и эффективной деятельности системы пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан.
Бюджет Пенсионного фонда формировался следующим образом: все предприятия и организации независимо от форм собственности и подчиненности, находящиеся на территории РСФСР, вносили в 1991 г. ежемесячные взносы на социальное страхование в размере 26% по отношению к объему начисленной оплаты труда. Из них 20,6% направлялись в Пенсионный фонд РСФСР и 5,4% — в фонд социального страхования РСФСР [46, c.101].
Размер взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в Пенсионный фонд, определялся ежегодно Верховным Советом Российской Федерации по представлению правления ПФР.
Во втором полугодии 1993г. тарифы страховых взносов были изменены и установлены следующие размеры: для работодателей — предприятий, учреждений и организаций — 28% работодателей — колхозов, совхозов и предприятий, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, — 20,6% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, в том числе за выполнение работ по договорам подряда и поручения; для крестьянских фермерских хозяйств, родовых семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица), адвокатов, частных детективов и частных охранников, нотариусов, занимающихся частной практикой, — 5% их дохода; для работодателей — предприятий, учреждений и организаций, выплачивающих за работу авторский гонорар, — 26% суммы гонорара; для граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве, — 28% по отношению к начисленной работникам оплате труда по всем основаниям; для работающих граждан — в размере 1% заработка [25, c.180].
Похожие статьи:
Дифференциация доходов
Один из источников социальной напряженности в любой стране - разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:
1) величиной имущества всех видов, находящегося в собственности о ...
Особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных
государств в данной области
Социальная политика является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе и способствующих защите интересов человека, групп и слоев, их прав и свобод [6, с. 293].
Современное российское государство явл ...
Социологические исследования, социология медицины
1. "Социологические исследования" своевременно поставили на обсуждение читателей и социологической общественности страны проблему понятийного аппарата нашей науки. Проблема, однако, есть и в специальных социологических дисциплин ...