ПриложенияСтраница 1
Приложение 1
Содержание курса социально- психологического тренинга
Встреча 1 « Мир во мне»
Цели:
- Создание условий для лучшего знакомства;
- Определение особенностей личности каждого участника;
- Создание климата психологической безопасности.
Ход занятия
1.Приветствие www.woldculture.ru
.
2.Игра « Имя».Назначение:
- узнать и запомнить имена всех участников тренинга;
- снятие возможных затруднений при обращении друг к другу.
Каждый участник по кругу называет имена всех, кто уже представился до него, последним называя свое имя.
3.Правила работы в группе
. Назначение:
- установление принципов работы в группе;
- создание чувства особенности общения в группе;
примечание – правила предлагаются для свободного обсуждения в группе.
Правила:
1. Активность, ответственность каждого за результаты работы группы. Это правило подразумевает зависимость эффективности групповой работы от вклада каждого ее члена и необходимость работы не только для себя, на решение собственных проблем, но и на других, т.к. помощь другому является способом познания себя.
2. Постоянство участия в работе. Правило определяет обязательность участия каждого члена группы в течение всего времени без перерывов.
3. Закрытость группы. Имеется в виду, что все происходящее в группе не должно выноситься за ее пределы. Все, что проговаривается членами группы вне круга, должно привноситься в круг.
4. Откровенность и искренность. Подразумевается, что члены группы должны попытаться отбросить все роли и быть самими собой, попробовать говорить то, что думают, и проявлять то, что чувствуют.
5. Правило «Стоп». Тот член группы, который не хочет отвечать на какой-либо вопрос, участвовать в какой-то игре из-за нежелания быть искренним или из-за неготовности к откровенности, имеет право сказать «Стоп» и тем самым исключить себя из участия в процедуре. Это правило желательно использовать по возможности реже, т.к. оно ограничивает человека в познании себя.
4. « Знакомство
». Назначение:
- формирование первого впечатления друг о друге;
- определение особенностей общения участников ;
- формирование установки на взаимопонимание.
Варианты: « Кто я»Раздать участникам по 10-15 карточек, на каждой из которых они должны написать по одному своему качеству, а затем сами участники ранжируют карточки по значимости. Проводится обсуждение. Обратить внимание на то, какие характеристики себя у каждого из ребят преобладают – негативные или позитивные, что для каждого наиболее значимо в своей личности, насколько ярко проявляются качества, стоящие по рангу на последних местах, хотел бы субъект избавиться от них или нет.
« Интервью».
У каждого члена группы по очереди все желающие берут интервью. Задают вопросы такого характера: Твой любимый цвет?, Есть ли у тебя хобби? и т.п.
« Проективный рисунок
». Каждый член группы на листе бумаги символически изображает себя реального и себя идеального (каким бы ему хотелось быть). Обсуждая рисунок, сначала предоставьте слово другим членам группы для того, чтобы выяснить, как они видят этого человека, какое настроение он предает своим рисунком, чем отличается изображение реального «Я» от идеального, что, по мнению группы , данный участник хочет изменить в себе, чего добиться. Затем слово предоставляется самому автору рисунка. Он рассказывает о себе (через рисунок) в свободной форме. По окончании рассказа группа задает вопросы на уточнение, понимание.
5. Разминка.Назначение:
- снятие напряжения, усталости;
- сплочение группы;
- создание доброжелательной атмосферы.
Варианты: « Молекулы».
Все игроки – «атомы», которые беспорядочно движутся, а по сигналу ведущего объединяются в «молекулы» определенной ведущим величины ( по 2, по3, по 5 т.п.) Молекулы большей или меньшей величины, по сравнению с заданной, должны в течение 10 секунд перестроиться. «Атомы», не вошедшие в состав «молекул», выбывают из игры.
« Заросли».
Один из членов группы пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу остальными участниками.
6. Рефлексия « Здесь и теперь».
Назначение:
- Отработка навыка рефлексии.
Дать понятие рефлексии. Объяснить участникам необходимость ее проведения в начале и конце занятий.
Рефлексия ( от лат. « рефлексио» - обращение назад) – процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира , анализ собственных мыслей и переживаний, размышления о самом себе, осознание того , как воспринимают и оценивают человека окружающие люди. Рефлексия не только позволяет познать себя , но и во многом способствует взрослению человека.
Похожие статьи:
Классификация конфликтов.
Вопросом классификации конфликтов занимаются ученые различных научных дисциплин. Чем и объясняется многообразие спектра типологии и классификации конфликтов. Социальный конфликт как явление многоплановое пронизывает общество, являясь унив ...
Социология и социальная психология.
Социальная психология междисциплинарной областью знаний. В ней общество рассматривается как механическое множество индивидуальных актов, исследуемых в психике, поведении и деятельности.
Социология и политология. Политология, изучаемая со ...
Социология Г.Спенсера
Существенно обогатил предмет науки английский социолог Г.Спенсер (1820-1903r.r.). В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изме ...